Выставки и съезды

9-ый КОНГРЕСС ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЕКСУАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Путеводитель по Вене

Текст: Георг Э. Филипек, Отмар Ф. Фройденталер
Фотографии: Алтунин Денис Валерьевич

Этот небольшой обзор может дать лишь общее представление и его следует понимать, как приглашение побывать там, где Вам понравится, и поглубже вникнуть в историю, традиции и настоящее города, достойного любви.

Вена - один из наиболее своеобразных городов Европы. Многочисленные влияния этнического, культурного и политического характера способствовали тому, что город занял совершенно особое место в сочетании истории и современности.

В политическом плане Вена расположена перед воротами на Восток, с которым всегда поддерживались добрые отношения, свидетельством чего является телефонный справочник города с его многочисленными славянскими и венгерскими фамилиями. Вена является также связующим звеном между Северной и Южной Европой. Так, например, в венский диалект заимствованы итальянские слова, Богемия и Польша также оставили свои следы.

Сегодня, спустя десятилетия после разрушений во времена Второй мировой войны, Вена во многом изменилась. Некогда главный город крупного государства, Вена теперь - столица маленькой нейтральной Австрии. Город, однако, сохранил свое значение для диалога Восток-Запад и для международных контактов: с 1979 г. здесь расположена третья резиденция ООН. Многое из Вены известно во всем мире: Шенбрунн, Бельведер, музеи, Венский филармонический оркестр, Хор венских мальчиков, Оперный бал и Новогодний концерт, фестивали и Испанская школа верховой езды, торт «Захерторте» и мучные блюда. И все же «типично венское» в этих понятиях едва ли можно уловить; они представляют как бы фасад, за которым в прошлом каждому штампу в корне сопротивляются противоречия как живые традиции, уют и современная суета, стремление к обновлению. Так же трудно описать типичного венца. Обычно говорят, что он терпелив и мил. Легенда пыталась изобразить его в образе «милого Августина», эдакого балагура, который, несмотря на чуму и множество смертей вокруг, все тот же добряк и, «вооруженный» бокалом вина, выступает против судьбы и даже против смерти. Более критично действуют Квальтингер и Мерц, когда для театра создают «господина Карла», подхалима, умеющего жить со своей пессимистически-плаксивой грубостью. Какими различными они не видели бы себя, одно является общим почти для всех венцев. Они охотно ругаются и придираются к Богу и ко всему миру, они «брюзжат» и являются скорее добрыми малыми и чудаками, нежели заурядными людьми. Просьба не сравнивать «брюзжание» с возмущением! Наоборот! Венцы посвящают свою критику лишь тому, что любят.

СОБОР СВ. ШТЕФАНА

На месте этого монументального строения в XII в. стояла романская базилика, основанная герцогом Генрихом II Язомирготтом. После пожара в 1258 г. церковь была отстроена повторно в романском стиле. От этого строения сегодня сохранились огромные арочные ворота и - по обеим сторонам от них - языческие башни, позже слегка стилизованные под готику. Фундамент готической церкви Штефана был заложен герцогом Рудольфом IV 7 апреля 1359 г., прозванным по этому поводу Основателем. Южную башню соорудил в 1433 г. Ганс фон Прохатиц, а неф церкви в 1455 г. - Ганс Пухшпаум. Строительство северной башни было прекращено в 1511 г. предположительно из-за реформации и вероятной опасности турецкого нападения. В последние дни Второй мировой войны была уничтожена мастерски изготовленная готическая стропильная ферма, которую, однако, с большими трудностями удалось восстановить.

Символ Вены, башня Штефана, высотой 137 м, любовно называемая венцами «Штефль», считается одним из самых выдающихся достижений готической архитектуры. Комната звонаря в башне на высоте 72 м в давние времена служила пожарному делу. Колокол «Пуммерин», один из крупнейших колоколов в мире, с 1957 г. располагается в недостроенной Северной или Орлиной башне (на высоте 60 м). Он был отлит в 1711 г. из металла захваченных турецких пушек и висел сначала в южной башне, но во время пожара в апреле 1945 г. оборвался и разбился. Из разбитых обломков колокол отлили снова и теперь его звон, который слышен во всей Вене, оповещает о наступлении Нового года. Сетчатый свод, поддерживаемый 18 колоннами высотой 27 м, обтягивает внутреннюю часть трехнефного собора.

Главный алтарь сооружен Иоганном Якобом Поком (1640-1647 г.) из черного мрамора, а на закрепленных на нем оловянных пластинах изображена сцена побивания камнями святого Штефануса(первого христианского мученика). Гораздо значительнее, однако, является «Венский Нойштедтский алтарь» (в левом боковом продольном нефе, готический створчатый алтарь, созданный в 1447 г.). В его центральной части представлено коронование Марии, а также св. Барбара (с башней) и св. Катарина (с колесом). На внутренних створках изображена жизнь Марии и Иисуса. На алтаре нарисованы гласные «AEIOU", которые по-разному расшифровываются и являются заглавными буквами девиза Фридриха III (напр., Austria erit in orbe ultima - Австрия будет существовать до конца света; или Austriae est imperare orbi uni-verso - все земное царство подчинено Австрии). Саркофаг Фридриха III, созданный Никласом Герхертом фон Лейденом и вырубленный из красного мрамора, стоит впереди в правом бонефе. На надгробной плите изображен Кайзер в мантии для коронации; боковые барельефы, выполненные Максом Валметом и Михаелем Тишером, представляют кайзерские службы. С четырьмя рядами клавишей, ста двадцатью пятью регистрами и десятью тысячами органных труб этот "«орган-великан" один из крупнейших в Европе. На его самой древней части - основании периода поздней готики (1513 г.) - создатель инструмента, Антон Пильграм, увековечил себя, поместив там свой бюст. У основания кафедры собора расположен барельеф «Зевака в окне». Это портрет зодчего, имя которого неизвестно. Ее лестницу украшают лягушки и ящерицы, олицетворяющие собой зло, продвижению коих вперед препятствует собака, олицетворяющая добро. В парапет вставлены изображения четырех церковных учителей Амвросия, Иеронима, папы Грегора и Августинуса. Популярная «Мадонна прислуги»^ 320 г.) рядом с главным порталом является также произведением этого мастера периода ранней готики. Следующим примером готического строительного искусства является «Кафедра Капистрана» (около 1430 г.), откуда монах-францисканец Иоганнес Капистрано в 1451 г. призывал идти в крестовый поход против турок. Следует упомянуть еще карпатско-русскую работу - иконообразную картину Марии Петч (1676г.), купель Ульриха Ауэра в часовне Катарины, а также алтарь Иоганна Непомука в стиле барокко (1723 г.) с картиной Иоганна Мартина Шмидта «Кремзер Шмидт».

Кафедра Капистрана Альбертинскии хор Зюдена
Кафедра Капистрана Альбертинскии хор Зюдена

ГРАБЕН С ТРОИЦКОЙ КОЛОННОЙ (ЧУМНОЙ КОЛОННОЙ)

Свое название бывшая базарная площадь получила от засыпанного в XII веке при расширении границ города крепостного рва римского замка. Кайзер Леопольд I выполнил свой обет, данный в 1679 г. во время эпидемии чумы, и воздвиг на этом месте в честь Святой Троицы сначала деревянную колонну, которая была заменена импозантной мраморной в 1693 г. ( по проекту фон М. Раухмиллера).

ПЕТЕРСКИРХЕ (ЦЕРКОВЬ ПЕТРА)

Рядом с Грабеном, над стенами древней церкви, освященной в 1733 г., возвышается самая богатая произведениями искусства церковь Вены в стиле барокко. М. Роттмайр, расписавшие купол своими фресками; М. Альтомонте со своими пластинами для алтаря - почти все крупные мастера того времени занимались ее украшением. Под алтарем Святого семейства хранятся реликвии Св. Донатуса.

ШТААТСОПЕР (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА)

Первой постройкой на Рингштрассе в 1689 г. стало здание оперного придворного театра. Главный проектировщик Август фон Зиккардсбург, а также архитектор по интерьеру Эдуард ван дер Нюль, возводившие это здание в духе французского ренессанса, подверглись резкой критике. Насмешки и издевательства народа вынудили ван дер Нюля покончить с собой, а у Зиккардсбурга в скором времени случился инфаркт. Открытие придворного оперного театра 15 мая 1869 г. оперой «Дон Жуан» прошло без обоих строителей. В результате попадания бомбы 12.03.1945 г. здание театра полностью сгорело. Его восстановление по проектам Эриха Болтенштерна, Чено Козака, Отто Поссингера и Р. X. Айзенменгера, которые старались в точности придерживаться исторического оригинала, длилось 10 лет. Торжественное открытие состоялось 5 ноября 1955 г. Бетховенским «Фиделио» под управлением Карла Бёма. Руководство Государственной оперой доверялось таким крупным музыкантам, как Густав Малер, Рихард Штраус, Франц Шальк и Клеменс Краус, но тем не менее критика «1,6 миллионов содиректоров», как Герберт фон Караян называл венцев, приводила некоторых в отчаяние. Венцы любят свой оперный театр и возможно потому, что для его директоров здание на Рингштрассе было довольно тяжелым уделом, этот театр является одним из ведущих оперных театров мира. Постоянный ансамбль со многими мировыми оперными звездами и великолепный оркестр Государственной оперы способствуют высокому уровню оперных спектаклей. Ежегодно в феврале театр становится средоточием общественной жизни, когда его двери открываются Оперному балу.

ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Художественно-исторический музей

Оба музея, расположенные с двух сторон площади Марии Терезии, построены в 1872-1881 г. Готтфрид Земпер занимался прежде всего внешним фасадом, Карл фон Хазенауэр интерьером. Восемь разделов музея представляют своеобразную картину истории развития флоры и фауны. Наряду с доисторическими и антропологическими экспонатами, а также всемирно известным собранием метеоритов в отделе минералов здесь представлены предметы обихода и художественные изделия наших предков (напр. известная «Венера Виллендорфская», идол плодородия XV в. до н. э.). Художественно-исторический музей обладает одной из крупнейших картинных галерей мира, а также чрезвычайно богатым собранием произведений скульптуры и прикладного искусства (прежде всего известная «Солонка» Бенвенуто Челлини (середина XVI в.); кроме того, нумизматический зал, египетское собрание многочисленных мумий и античное собрание греческих, этрусских и древнехристианских произведений искусства. Художественно-исторический музей обладает крупнейшим полным собранием картин фламандского мастера названного последним в перечисленном ряду.

РАТУША

Роскошная, похожая на дворец Ратуша, возведенная мастером по строительству соборов Фридрихом Шмидтом в стиле новой готики, из-за парка вокруг нее находится слегка в стороне от Рингштрассе. Среднюю башню высотой 98 м венчает фигура «человека Ратуша» длиной 3,4 м. Во внушительном дворе, окруженном аркадами, летом регулярно проводятся концерты. Впрочем, Ратушу - резиденцию бургомистра и Совета общины - можно посещать с экскурсией.

ХРАМ ТЕСЕЯ

Храм Тесея в парке Фольксгартен является копией Тесейона в Афинах, сделанной Петером Нобиле и законченной в 1823 г. Изначально в нем стояла группа «Тесей побеждает минотавра», созданная Антонио Канова (сегодня она находится в художественно-историческом музее). В нашем столетии он иногда использовался для проведения археологических выставок и выставок предметов искусства. Бронзовая фигура «Победитель» является произведением Иосифа Мюльнера(1921 г.).

ХЕЛЬДЕНПЛАЦ (ПЛОЩАДЬ ГЕРОЕВ)

Двум известным героям военной истории площадь перед Хофбургом обязана своим именем: эрцгерцогу Карлу, победившему в 1809 г. Наполеона при Аспер-не и принцу Евгению Савойскому, горячо любимому в Австрии полководце. Антон Фернкорн создал в середине XIX в. оба памятника героев.

Памятник эрцгерцогу Карлу Памятник принцу Евгению
Памятник эрцгерцогу Карлу Памятник принцу Евгению

Поскольку Австрии в результате успешных военных действий турок против Венеции угрожала опасность, принц Евгений (1663-1736 г.) привел свои войска для сражения на стороне Венеции. Он завоевал Банат, осадил Белград, разбил турецкую армию и смог таким образом захватить крепость. (О его победе напоминает народная песня «Принц Евгений, благородный рыцарь,...»). Благодаря договору о перемирии, подписанному в Пассаровице (1718 г.), Австрия смогла максимально расширить свои границы.

ХОФБУРГ

Помпезные размеры этого дворца свидетельствуют о власти и богатстве Австрии в былые времена. Символом более чем шестисотлетнего правления Габсбургов является их резиденция, отражающая историю строительства от готического стиля до стиля Рингштрассе. И все же различные стили этого комплекса зданий сочетаются весьма гармонично. Сначала архитекторы Готтфрид Земпер и Карл Хазенауэр планировали противопоставить новому Хофбургу точно такую же постройку. Так вместе с расположенными по ту сторону Рингштрассе музеями и выставочным дворцом должен был возникнуть гигантский «Кайзеровский форум». Это намерение было реализовано лишь частично. Сегодня в Хофбурге находится резиденция Президента Австрии (в Леопольдинском крыле), далее следуют музеи народоведения, части художественно-исторического музея с коллекцией старинного оружия и музыкальных инструментов, Эфесский музей, Сокровищница, Австрийская национальная библиотека, Испанская школа верховой езды и, помимо этого, здесь имеются залы торжеств для проведения международных конференций. Различные музеи и Национальная библиотека расположены в Нойен Бург, построенном по поручению Франца Иосифа I в 1881-1913 г. фон Земпером и Хазенауэром. Строительство крыла «Михаелертракт» было начато еще в 1735 г. по проекту Иозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха, а закончено лишь в 1893 г. Особого внимания заслуживают борющиеся геркулесовы фигуры по обеим сторонам ворот «Михаелертор» и настенные фонтаны на фасаде. Скульптуры настенных фонтанов представляют аллегории «Власти на суше» (Эдмунд Хельмер) и «Власти на море» (Рудольф Вейр). Рабочие кабинеты кайзера Иосифа I расположены в корпусе рейхсканцелярии, построенном Лукасом фон Хильдебрандтом и Фишером фон Эрлахом в 1723-17330 г. между «Михаелерплац» и теперешней Бальхаусплац. В вычурном замке «Ама-лиенбург» находились апартаменты императрицы Елизаветы, супруги Франца Иосифа.

Крыло «Михаелертракт» (ворота)

Крыло «Михаелертракт» (ворота)

МИХАЕЛЕРКИРХЕ

Если посмотреть из купольного зала крыла «Михаелертракта» в Хофбурге на расположенную напротив церковь, то можно заметить великолепную работу кузнечного искусства - кованые ворота «Михаелертор». Знаменитые строения окружают расположенную перед ними площадь «Михаелерплац»: Хофбург, Лоосхаус и Михаелеркирхе, бывшая придворная приходская церковь Австрийского императорского дома. Частично она состоит из останков 13 века, но в течение истории неоднократно расширялась и перестраивалась. Стройная башня сохранилась еще со времен готики; эркер над порталом - произведение Бедуцци периода барокко. Фердинанд фон Хоенберг создал в 1792 г. классический фасад. Тема «падения ангела» сопровождает нас везде по церкви, то в скульптурной группе из песчаника работы Лоренцо Маттиелли на эркере над порталом, то в монументальной картине Микеланджело Унтербергера над правой траверсой, а также в лепной работе на хорах. Интерьер трехнефной церкви богато украшен произведениями искусства. В башне часовни рядом со входом можно увидеть остатки фресок XIII в., изображающих св. Козму, св. Томаса и св. Дамьяна, а также «Мессу св. Грегора» XIV в. Т. Поку принадлежит фрагмент алтаря Иоганна Непомука (1643 г.) «14 помощников в беде». На алтаре роскошной часовни «Весперкапелле» расположена деревянная пиета (ок. 1430 г.). Церковь известна также могилами видных аристократов.

«ЛООСХАУС» НА МИХАЕЛЕРПЛАЦ (ДОМ ЛООСА НА МИХАЕЛЕРПЛАЦ)

В 1910 г. архитектор-модернист Адольф Лоос построил этот жилой дом с магазином для фирмы по изготовлению мужской одежды «Гольдманн и За-лач». Венцам фасад здания показался настолько революционным и смелым, что строительство пришлось даже временно приостановить. Сам кайзер Франц Иосиф рассердился по поводу установленных безо всякого обрамления «безбровных» окон. Лоос четко отделил гладко отштукатуренную жилую часть от помещений магазина, отделанных снаружи мрамором «чиполлино» и стал новатором нового делового стиля строительства. Одним из примеров его гениальных интерьеров является «Кертнер бар» 1907г. (Вена I пешеходная зона улицы Кернтнерштрассе).

МАРИЯ AM ГЕШТАДЕ (МАРИЯ НА БЕРЕГУ РЕКИ)

Над бывшим рукавом Дуная (сегодня «Зальцгрис») возвышается на римских стенах жемчужина готической архитектуры. Начиная с IX в. здесь находились молитвенные дома шкиперов. В исторических документах церковь впервые упоминается в 1158 г. Хоры и колокольня построены в XIV в. В 1414 г. Михаель Кнаб завершает работы над продольной частью здания и пробитым филигранным верхом башни. Известны ее готические витражи XIV в. Саркофаг и алтарь члена монашеского ордена спасителей св. Клеменса Марии Хофбауэр напоминают о покровителе Вены.

ЦЕРКОВЬ РУПРЕХТСКИРХЕ

Почтенная церквушка считается древнейшей сакральной постройкой Вены. Она основана в 740 г. Важнейшие конструктивные элементы созданы в XI в. Витражи в центральном окне алтар (XIII в.) считаются древнейшими в Вене около 20 окон воссозданы Лидией Роппольт в 1953 г. и оформлены заново период 1992-93 г.

КУРСАЛОН

в городском парке Курсалон открыт в 1867 г. и оставался с тех пор местом, где лелеялась легкая муза эры вальсов и оперетты. Когда-то здесь музицировали Эдуард Штраус, а также выдающиеся военные оркестры монархии на известных «променадных концертах».

ПАМЯТНИК ИОГАННУ ШТРАУСУ

в городском парке Частный комитет и коммунальная община Вены предоставили деньги на созданный Э.Хельмером и открытый в 1921 г. бронзовый памятник композитору, а также на мраморный барельеф. Иоганн Штраус (сын) родился в Вене в 1825 г. и умер в 1899 г. в своем родном городе после активной и славной жизни во славу вальса и оперетты.

ЦЕРКОВЬ КАРЛСКИРХЭ

В 1813 г. в Вене снова лютовала чума, и Карл VI клятвенно пообещал, что если она закончится, то он соорудит в честь св. Карла Боромеуса церковь. Строительство главного сакрального сооружения Вены эпохи барокко начато в 1716 г. Иоганном Бернардом Фишером фон Эрлахом и закончено в 1739 г. его сыном Иозефом Эмануэлем. Иоганн Кристоф Мадер создал по образцу троянских колонн в Риме две триумфальные колонны высотой 33 м, обвитые по спирали барельефами с сюжетами из жизни св. Карла. Колонны, элементы фасада и купол высотой 72 м изысканно гармонируют друг с другом.

ХОХШТРАЛЬБРУННЕН (ВЫСОКИЙ ФОНТАН)

Антон Габриэлли финансировал строительство фонтана из своего гонорара, полученного за создание первого венского водопровода высокогорного источника (1873 г.). В 1906 г. он был переоборудован в световой фонтан. Количество и сочетание отдельных струй соответствуют количеству дней в неделе, месяце, году; 12 высоких струй символизируют месяцы, 24 меньших струи - часы. В связи с освобождением Вены Красной Армией еще в 1945 г. за фонтаном был сооружен памятник. Его проектированием и возведением занимались советские воины. Памятник представляет собой фигуру красноармейца (12 м) на колонне высотой 20 м, расположенную перед балюстрадой.

ЗАМОК БЕЛЬВЕДЕР

Принц Евгений Савойский, «теневой кайзер», одержавший победу над турками, поручил Иоганну Лукасу фон Хильдебрандту строительство этой летней резиденции в стиле барокко. Она состоит из двух замков и великолепного парка, разбитого баварцем Домиником Жираром. В 1725 г. комплекс был в основном построен. Верхний Бельведер служил для презентаций, в нижнем - летом жил принц. После его смерти наследница продала замок Габсбургам. Иозеф II разместил здесь в 1777 г. императорскую картинную галерею. В 1806 г. сюда прибыла коллекция из замка Амбрас (из ставшего во времена Наполеона баварским Тироля). В 1890 г. обе коллекции перевезли в отстроенный Художественно-исторический музей на Рингштрассе. В верхнем Бельведере с 1894 г. временно находилась резиденция убитого позже в Сараево престолонаследника Франца Фердинанда. Композитор Антон Брукнер проживал до самой смерти в крыле здания, принадлежавшего смотрителю. 15.05.1955 в Большом мраморном зале Верхнего Бельведера был подписан Австрийский государственный договор, положивший конец оккупации Австрии странами-победительницами во Второй мировой войне. Австрия вновь стала свободной. Сегодня Австрийская галерея занимает весь Бельведер. В Нижнем Бельведере расположен музей барокко, в котором представлена скульптура и картины XVII-XVIII в. В оранжерее Нижнего Бельведера находится музей австрий ского средневекового искусства, где представлены произведения искусств. XII-XVI в. Галерея XIX-XX в. в Верхнем Бельведере состоит из отделов эпохи классицизма, бидермайера, Ринг штрассе, модернизма и коллекции произведений Климта, Шиле и Кокошки.

ДОМА В СТИЛЕ МОДЕРН

Отто Вагнер, крупный городской архитектор на рубеже столетий в Вене, построил на улице «Линке Винцайле» два жилых дома, частично за свой счет, чтобы согласно его требованию придать выражение многоцветному фасаду. Фасад дома № 38 украсил Коло Мозер, на фасаде «Майоликового дома» № 40 впечатляет растительный орнамент.

СЕЦЕССИОН

В 1897 г. ангажированные венские художники отделились от всех «измов» академических традиций, образовав «Венский сецессион». Иозеф М. Ольбрих, ученик Отто Вагнера, построил в 1887-1898 г. выставочный павильон, названный вскоре «Сецессион», в духе того движения, куда входил Иозеф Гофманн, Густав Климт и другие замечательные художники-модернисты. На прямоугольнике «Храма искусств» покоится бронзовый купол, похожий внешне на лавровый куст.

ТЕАТЭРАН ДЭР ВИН ТЕАТР НА РЕКЕ ВЕНКЕ

Линке Винцайле Эмануэль Шиканедер, написавший либретто к «Волшебной флейте» Моцарта, в 1798-1801 г. построил на реке Венке театр, который впоследствии должен был выглядеть в духе богатейших традиционных домов столицы. Бетховен написал свою оперу «Фиде-лио» для Театра на р. Венке. Здесь состоялось первое исполнение его концерта для скрипки. С 1831 г. Иоганн Нестрой празднует свои триумфальные успехи. Позже, во время «золотого» (Штраус, Миллекер, Цел-лер) и «серебряного» (Легар, Айслер, Кальман) веков оперетты, программа посвящалась «легкой» музе.

ФЛОМАРКТ (БЛОШИНЫЙ РЫНОК) УЛИЦА «ВИНЦАЙЛЕ» («ВЕНСКИЙ РЯД»)

Каждую субботу на территории, примыкающей к рынку сладостей «Нашмаркт», работает блошиный рынок. Он предлагает любителям старинных предметов ценные вещи вчерашнего и позавчерашнего дня вперемешку с кичем и дешевкой. Чтобы найти хорошую вещь, нужно прийти сюда с утра пораньше.

   

ДВОРЕЦ ШЕНБРУНН

Около 1619 г. кайзер Маттиас открыл, находясь на охоте в районе теперешнего парка, тот "красивый источник", давший позднее это название великолепному зданию. В 1695 г. Леопольд I дал задание Йог. Берн. Фишеру фон Эрлаху построить на территории разрушенного турками «Каттербурга» дворец, превосходящий по великолепию сам Версаль. Из финансовых соображений решили строить более простой вариант. Николаус Ракосси расширил здание в 1744-1749 г. в пору правления Марии Терезии. В 1765 г. разбитый по французскому образцу парк приобрел свой теперешний вид. По своим подстриженными «живым изгородям», аллеям, коврам из цветов, травяным газонам и фонтанам он считается одним из лучших в Европе. В 1752 г. был основан зоопарк; позднее возникли «римские руины» (1778 г.), павильон «У красивого источника» (1779 г.), фонтан «Нептун» (1780 г.) у подножия того холма, на котором Ф. фон Хоенберг в 1775 г. соорудил арку «Глориетте», а в 1883 г. «Пальменхаус». Дворцовый театр, построенный в 1749 г., был роскошно отделан в 1767 г. в стиле рококо и служил Гайдну и Моцарту местом выступлений. Одна из крупнейших коллекций фиакров для различных выездов находится в Вагенбурге, бывшей Зимней школе верховой езды. Шикарным экспонатом выставки является без сомнения «Империал», государственная карета Венского двора. Во времена правления Марии Терезии предпочтение отдавалось резиденции в Шенбрунн наряду с Хофбургом. В многочисленных комнатах и залах дворца (всего их в нем 1441) вершилась история. Здесь сочетался браком Иозеф II с Изабеллой Пармой в 1760 г., а в 1765 г. со своей второй женой Иозефой Баварской. В 1805-1806 г. и в 1809 г. замок был штаб-квартирой Наполеона, а в 1814-1815 г. в его залах танцевал Венский конгресс. В Шенбрунне родился и умер кайзер Франц Иосиф I (1830-1916 г.). Последний кайзер Карл I отрекся здесь от короны в 1918 г. итак завершил период монархии в Австрии.

Мария Терезия Эрцгерцогиня Австрийская. Старшая дочь кайзера Карла VI, она родилась в Вене в 1717 г. В 1736 г. в возрасте 19 лет она вышла замуж по любви за Франца Штефана Лоттрингского и родила 16 детей. Когда ее супруг в 1745 г. короновался на престол немецкого Кайзера, Мария Терезия не стала вместе с ним проходить коронацию, якобы из-за экономии. «Императрица», коей она не являлась, занималась многочисленными нововведениями, прежде всего внедрением обязательного всеобщего школьного обучения и отменой крепостного права. В 1780 г. она умерла в Вене, и похоронена «Склепе кайзера».

ДОМ ХУНДЕРТВАССЕРА

Фриденсрайх Хундертвассер, крупный венгерский художник и профессор Академии изящных искусств, с большой антипатией относящийся к геометрическим линиям, этим домом Венской общины (завершен в 1985 г.) реализовал свое видение нового жилья с учетом решения экологических проблем. В нескольких минутах ходьбы от дома Хундертвассера с 1991 г. находится Венский Дом искусств, художественным оформлением которого руководил художник Фриденсрайх Хундертвассер. Здесь выставляются работы мастера, а также поочередно проходят выставки других художников.

     

ПРАТЕР

После того как Иозеф II в 1766 г. открыл для широкой публики бывшие кайзеровские охотничьи угодья в долине Пратер, это место, стало излюбленным местом отдыха венцев. Открылись кафе, палатки и закусочные, в скором времени возник «Вурстельпратер» (народный Пратер) с разнообразными увеселениями и развлечениями для любого возраста. Базилио Калафати в 1840 г. установил свою известную карусель «У большого китайца», а «Вурстель» (шутник), образ Петрушки на кукольной сцене, пережил бесчисленное множество невероятных приключений. В 1897 г. было установлено колесо обозрения. После разрушений в последние дни войны 1945 «Вурстельпратер» модернизирован и восстановлен: вновь действует лилипутская железная дорога между колесом обозрения и стадионом Пратера; имеются фуникулеры, качели, карусели, тиры, пещеры «ужасов» и комнаты кривых зеркал, а для тех, кто хочет отвести душу, сорвав зло на ком-либо, есть специальный силомер в виде человеческой фигуры, которой можно надавать пощечин.

ВЕНСКОЕ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

Символ столицы государства. Сооружено в 1896-1897г. английским инженером Вальтером Б. Бассетом. В последние дни войны все его вагончики и пульт управления были разрушены, но уже год спустя колесо обозрения снова вращалось вокруг своей оси толщиной в полметра и длиной в 10 м. Диаметр колеса составляет 61 м, самая высокая точка 64,75 м. Вся конструкция со 120 спицами весит 430,05 тонн. Колесо славится великолепным видом, открывающимся на Вену из его медленно вращающегося вагончика.

ДОНАУТУРМ (ДУНАЙСКАЯ БАШНЯ)

Смотровая вышка высотой 252 м сооружена под руководством Ханнеса Линтла и Роберта Крап-фенбауэра. На лифте за считанные секунды можно достичь смотровой площадки, расположенной на высоте 165 м. Над ней расположено кафе и ресторан. Они медленно вращаются и представляют взору великолепный вид на Вену. Донаупарк (Дунайский парк) площадью 1 кв. км был заложен по случаю Международной выставки садоводства между Старым и Новым Дунаем и является сегодня излюбленным Городским местом отдыха венцев. Главным объектом внимания здесь является смотровая вышка «Донаутурм». Одним из самых значительных проектов городской застройки в Австрии стал современнейший венский центр «Виенна Донау Сити» прямо на берегу Дуная. Благодаря близости расположения к Венскому международному центру (ООН-Сити) и «Аустрия-Центру» этот проект приобретает особое значение. На площади около 17,4 га выросли разнообразные здания: «Андромеда-Тауэр», «Арес-Тауэр», «Тек-Гейт Виенна», «Мишек-Тауэр» и многие другие. Квартал «Виенна-Донау-Сити» стал центром отдыха и культуры, в котором расположены офисы, жилые квартиры, магазины, учебные и исследовательские организации.

ДОНАУИНЗЭЛЬ (ОСТРОВ НА ДУНАЕ)

Несмотря на проводившиеся в XIX в. работы по регулированию Дуная, мощная река выходила иногда из берегов. Поэтому в 1972 г. параллельно ей был выкопан канал для отвода воды, и образовался остров длиной 20 км, быстро ставший популярной зоной отдыха.

 

Текст: Георг Э. Филипек, Отмар Ф. Фройденталер
Фотографии: Алтунин Денис Валерьевич