Органосохраняющая хирургическая тактика при лечении опухоли Вильмса

25.03.2019
1030
0

Н.Р. Акрамов, А.К. Закиров, Э.И. Хаертдинов
Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ, Казанский государственный медицинский университет, Казань, РФ

Актуальность. Опухоль Вильмса (нефробластома) – злокачественное образование, которое поражает ткань почки. В настоящее время разработаны несколько протоколов ведения данной группы пациентов. В большинстве случаев после химиотерапии проводится нефрэктомия, и пациент остается с одной почкой. Однако существуют случаи двухстороннего поражения. Стандартная тактика в этих случаях без пересадки почки невозможна. При возможности проводится органосохраняющее лечение – резекция почки.

Цель. изучить результаты использования органосохраняющего лечения детей, больных нефробластомой с использованием единого лапароскопического доступа.

Материалы и методы. Нами было пролечено два ребенка (3 и 4 лет), больных нефробластомой с применением органосохраняющего лечения. Пре- и послеоперационная терапия проводилась по протоколу SIOP 2001/GPOH. Решение об органосохраняющем лечении было принято в первом случае при билатеральном процессе и во втором случае при объеме опухолевого поражения менее 30% объема почки. В обоих случаях в качестве хирургического пособия выполнялась энуклеорезекция опухоли с ее удалением по методике единого лапароскопического доступа. В обоих случаях опухоль располагалась на левой почке. Доступ в брюшную полость осуществлялся по левой полуокружности пупка длиной 2,5 см с установкой гибкого лапароскопического порта с тремя отверстиями. Устанавливался лапароскоп 5 мм 30°. После проведения ревизии брюшной полости и левого забрюшинного пространства, проводилось вскрытие забрюшинного пространства в селезеночном углу по латеральному краю ободочной кишки, выделялся верхний полюс левой почки с использованием диссектора-ротикулятора, клинча-ротикулятора и ультразвуковых ножниц. На сосудистую ножку почки накладывался резиновый жгут с экспозицией не более 40 минут. Проводилось выделение, клипирование артерий и вен опухоли, отходящих от сосудистой ножки почки и их пересечение. Опухоль выделялась полностью, путем резекции последней от почки на уровне здоровой паренхимы почки (отступя 5 мм от опухоли). С использованием эвакуационного лапароскопического мешка, опухоль удалялась (в одном случае при извлечении опухоли кожный разрез был увеличен до 4 см). На рану почки накладывалась гемостатическая сетка и присыпался гемостатический порошок. Сверху рана почки апплицировалась жировой клетчаткой. После чего резиновый жгут на сосудистой ножке почки удалялся. Интраоперационная кровопотеря в обоих случаях составила около 25 мл.

Результаты. Удаленный сегмент почки с опухолью в первом случае был размерами около 45×30 мм (масса около 50 грамм), во втором случае, удаленный сегмент почки был размерами около 95×80 мм (масса около 220 грамм).

Через 6 месяцев после операции у обоих детей проведена контрольная РКТ, на которых признаков метастазирования или рецидива опухоли не выявлено.

Родители пациентов косметическим результатом хирургического лечения остались удовлетворены. Отдаленные результаты наблюдения не показали рецидива опухолевого роста, функция почек удовлетворительна.

Выводы. Единый лапароскопический доступ при проведении энуклеорезекции опухоли при нефробластоме у детей зарекомендовал себя как метод с хорошим функциональным и косметическим результатом.

Тематики и теги

Комментарии