Психосоматические аспекты хронического рецидивирующего цистита у женщин

16.03.2021
149978
0

Мелёхин А.И. – кандидат психологических наук, доцент, психоаналитик, клинический психолог высшей квалификационной категории, сомнолог, когнитивно-поведенческий терапевт. Гуманитарный институт им. П.А. Столыпина, Россия, г. Москва

Интерстициальный цистит (ИЦ) - хроническое заболевание мочевого пузыря с возможной психосоматической этиологией (Bowers, Schwar, 1958; Noll-hussong, 2014; Chen, I-Chun, 2017). Обычно предполагается, что это воспаление вызвано инфекцией мочевыводящих путей, при которой иммунологические, неврологические предпосылки остаются до конца неясными. Типичные симптомы включают дискомфортные, тянущие ощущения («инородного тела внизу живота»), боль при мочеиспускании, частое мочеиспускание. 

Симптомы могут появляться после близости с партнером. Присутствует коитальная и посткоитальная боль, тонические проявление во время сексуального контакта с преобладанием тревожных ожиданий (например, «а вдруг зайдет ребенок и уведёт нас») и не способностью расслабиться.  Пациентки могут также испытывать хроническую тазовую боль, может присутствовать кровь в моче и лихорадка, что существенно влияет на качество жизни и взаимоотношения. Пациентки отмечают атипичные симптомы, что когда ложаться спать после интенсивного рабочего дня в горизонтальном положении тянет и ноет мочевой пузырь и хочется в туалет, днём, когда, сидят, ходят ничего дискомфортного.

Около половины всех женщин имеют по крайней мере один приступ цистита в своей жизни. Многие женщины страдают только от одного или двух приступов в своей жизни, а некоторые от более частых эпизодов. Лечение в первую очередь направлено на облегчение, управление симптомами. 

В большинстве у пациентов случаев нет видимой причины, по которой цистит рецидивирует. При ИЦ может быть показана антибактериальная терапия, интимные гель-смазки, гели с бактериофагами для интимной гигиены и поведенческие рекомендации (половой контакт, физическая активность, одежда, личная гигиена), физиотерапия. Отметим, что в литературе нет четкого консенсуса относительно выбора антибиотика или продолжительности терапии при лечении ИЦ.

Различные, преимущественно соматические процедуры были использованы для попытки «вылечить» это заболевание (например, иммуномодулирующие подходы и иглоукалывание); однако более масштабных научно обоснованных исследований, убедительно показывающих эффективность этих подходов по сей день нет.

Хотя интерстициальный цистит часто ассоциируется с эмоциональными расстройствами (тревожный спектр расстройств) и функциональными нарушениями ЖКТ часто трудно определить причину и следствие в каждом отдельном клиническом случае (Noll-hussong, 2014).

В клинической психологии психосоматические аспекты ИЦ лишь изредка становились предметом исследования. Исследования коммуникационных путей от иммунной системы к нервной системе представили новые захватывающие данные патофизиологии воспалительных симптомов соматоформных расстройств (Chen, I-Chun, 2017). Результаты исследований подтверждают значимость в ИЦ изменений в регуляции оси стресса (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось), катастрофизирующего стиля мышления, нарциссического расстройства личности, сниженной психологической гибкости, наличия истории физического/сексуального насилия, чувства стыда, склонности к соматизации, высокого нейротизма  (Noll-hussong, 2014; Chen, I-Chun, 2017).  Показало, что женщины с рецидивирующим циститом имеют значительно больше психиатрических симптомов (особенно тревожности), чем население в целом. В исследуемой группе наблюдалось 3-кратное увеличение психиатрических симптомов до появления симптомов мочеиспускания и 10-кратное увеличение психиатрических симптомов в целом (Rees, Farhoumand, 1977)

Если не учитывать психическое состояние пациента с ЦП, то это может  привести к снижению частоты неудач лечения до 9,4% (Noll-hussong, 2014).

Измерение воспаления с помощью биомаркеров не только клинически документирует соответствующую инфекцию, но и служит важным инструментом для определения потенциально вредных последствий хронических психосоциальных стрессоров, таких как финансовый, социальный, семейный стресс и детские травматические переживания (феномен «фаллической матери»), а также другие жизненные события, таких одиночество, чрезмерная гипербдительность, проблемно-ориентированный личностный тип. 

Предполагается, что в основе ИЦ у женщин лежат изменения в психонейро-эндокрино-иммунологическом пути, которые активируются при построении отношений с партнером (Noll-hussong,2014).  Психическое состояние пациентки, пребывание в режиме гипермобилизации обладает влияет на иммунную систему и нейронную активность, бактериальную нагрузку. В связи с этим при обследовании пациенток с ИЦ следует уделять внимание психическому состоянию для построения эффективной тактики лечения.

Выборка исследования: 25 женщин от 25 до 48 лет страдающих от рецидивирующего ИЦ на протяжении 7-12 лет. Симптомы врачами урологами, гинекологами были определены как бактериальные поллакиурия и дизурия, сопровождающиеся наличием бактерий в моче и вагинальных мазках, которые в основном состояли кишечной палочки и энтерококков. Урологическое обследование и уродинамика нарушений не выявила кроме гипертонического мочевого пузыря.  У пациентов наблюдаются следующие диагнозы: соматоформная вегетативная дисфункция мочеполовой системы (F45.34); психологические факторы при хроническом рецидивирующем цистите (F54); рецидивирующее депрессивное расстройство, эпизод средней тяжести (F33.1).

Методики исследования: опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R); диагностика ранних дезадаптивных схем (Young Shema Questionnaire-Short Form Revised, YSQ S3R).

Результаты исследования:

По данным SCL-90-R у пациенток наблюдаются высокие показатели по 1) депрессии (многое дается чрезмерным усилием; потеря сексуального интереса или удовольствия; много беспокойства о разных вещах; ощущение сниженной энергичности, замедленно; чувство одиночества; тоска 2) обсессивно-компульсивным проявлениям (нужно делать все очень медленно, чтобы обеспечить безошибочность; наличие повторяющихся неприятных мыслей, которые не покидают голосу; проблемы с концентрацией внимания; необходимость проверять и перепроверять то, что делает) 3) Тревоги (чувство страха, напряжение или гипервозбуждение) и 4) Межличностной чувствительности (обидчивость; чувство критики по отношению к другим; чувство что другие не понимают вас или не сочувствуют).  GSI (общий индекс тяжести психопатологической симптоматики) – 1,70,31.

По данным YSQ S3R наблюдаются высокие баллы по 1) Поиску одобрения «Я хорошая?» Самооценка зависит от мнения людей, озабоченность тем, как на меня смотрят другие люди; 2) Покинутость / Нестабильность. «Не бросай меня!» Убеждённость, что в любой момент близкие отношения могут оборваться; 3) Недостаток самоконтроля «Не могу удержаться». Избегание скуки, проблемы со злоупотреблением и безответственность.

Психодинамически повторяющиеся проблемы с мочевым пузырем были тесно связаны с проблемой партнерства, отношений с другим.  Восприятие на другого не через призму параноидно-шизойдной позиции. Пациенткам свойственно подавлять личные желания и потребности, в частности агрессивные импульсы и усилия индивидуации, с помощью «жестких» защитных механизмов. Эти подавленные аффекты и импульсы, по-видимому, изменялись и проявляли себя как эквивалент аффекта проблем с мочевым пузырем. Орган выбора и это было подтверждено в ходе наше лечения также указывал на вопросы сексуализации, сексуальные проблемы. В контексте «вторичной выгоды от своей болезни» пациентки принимали свое сексуальное отрицание партнеру только под прикрытием соматического симптома.

Одновременная депрессивная симптоматика легко объясняется механизмом обращения агрессии против самой себя. Кроме того, пациентки в значительной степени бессознательно отождествляла себя со своей депрессивной материнской фигурой (мать, бабушка), что подкреплялось бессознательным чувством вины. Враждебность не могла быть сдержана только симптомами мочевого пузыря, и потребность пациенток в наказании как средстве успокоения ее тревоги и искупления ненавистных импульсов, которые они испытывали по отношению к другим, могла быть частично удовлетворены их многочисленными болезнями, полихирургическими-фармакологическими вмешательствами и множественными цистоскопиями, не говоря уже о серьезных характерологических сдвигах с постоянным перестраховочным приемом антибактериальной терапии и нападками на партнера. Подавленная враждебность по отношению к значимым родительским фигурам, с которыми мазохистски обращались пациентки через симптомы мочевого пузыря с младенчества и во взрослой жизни, наиболее прослеживалась.  Единственный соматический симптом для пациенток, на который другие реагировали неоднозначно, и один из немногих допустимых способов, которыми могли нанести ответный удар или установить какой-то извращенный контакт.  При обследовании пациентов мы обратили внимание на наличие у них мазохистических проявлений в форме обращений к хирургам, проведении полихирургических процедур, множественных цистоскопий, жестком ограничении сексуальных контактов, феномене вычеркивания генитальности из жизни.  Раннее осознание психосоматических факторов болезни могло предотвратить трагические последствия этого порочного круга. 

Выводы. Полученные данные следует учитывать в ходе комплексного лечения пациенток и для проведения мультимодальной психодинамической психотерапии, или когнитивно-аналитической терапии, которые обладают способностью уменьшать соматизацию, и положительно влиять на психонейро-эндокрино-иммунологическом пути для снижения рецидивов и улучшения качества жизни (M. de Greck, Scheidt, 2011).

Литература

  1. Bowers J., Schwarz B. Masochism and interstitial cystitis; report of a case. //Psychosom med. 1958. Vol. 20. № 4. Р. 296-302. Doi: 10.1097/00006842-195807000-00003. 
  2. Chen I-Chun Somatoform disorder as a predictor of interstitial cystitis/bladder pain syndrome, // Medicine. 2017. Vol. 96. № 18. Р. 63-74 doi: 10.1097/MD.0000000000006304
  3. M. de Grec  L. Scheidt A., et al., Multimodal psychodynamic psychotherapy induces normalization of reward related activity in somatoform disorder  //World Journal of Biological Psychiatry, 2011. Vol. 12, №. 4, Р. 296–308.
  4. Noll-hussong M. The subject, its biology, and the chronic recurrent cystitis. Case //Rep psychiatry. 2014. Vol.3. P.1-6.  Doi: 10.1155/2012/601705. 
  5. Rees D. L., Farhoumand N. Psychiatric aspects of recurrent cystitis in women //British Journal of Urology, 1977. Vol. 49. № 7. Р.. 651–658

Комментарии