Расстройства мочеиспускания у мужчин и сексуальная жизнь: возможности и ожидания от терапии

06.07.2023
1934
0

В рамках XIX Конгресса «Мужское здоровье» профессор Института урологии и репродуктивного здоровья человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.м.н., врач-уролог Леонид Григорьевич Спивак рассказал о возможностях поддержания сексуальной жизни мужчин с расстройствами мочеиспускания (синоним – симптомы нарушения функций нижних мочевыводящих путей – СНМП).

«Даже когда пациент приходит к урологу, к примеру, с нарушениями мочеиспускания или доброкачественной гиперплазией предстательной железы, врач не может изолированно подходить к выбору лекарственных препаратов для терапии, обращая внимание исключительно на эти симптомы. Ведь, помимо них, у пациента существует целый список препаратов, которые он принимает по поводу различных проблем со здоровьем, в частности при высоком артериальном давлении или ишемической болезни сердца. Также у больного есть и определенные ожидания. Все это необходимо учитывать», – отметил он.

Далее профессор Л.Г. Спивак привел результаты отечественного эпидемиологического исследования, проведенного под эгидой академика Д.Ю. Пушкаря, где была отмечена зависимость роста СНМП от возраста мужчин: по данным этой работы умеренно-тяжелые симптомы нарушений мочеиспускания возникают у 45% мужчин уже в возрасте старше 50 лет, а у 8% симптоматика расценивается как тяжелая. В другом исследовании, приведенном докладчиком (также проведенном под эгидой академика Д.Ю. Пушкаря), оценивалась распространенность случаев эректильной дисфункции (ЭД) в России: самым благоприятным регионом по оценкам экспертом является Сибирь (6,5%), а неблагоприятным – Урал (23,8%). При этом эректильную функцию мужчины расценивали как ключевой индикатор качества своей жизни.

«Оценив причины заболевания и факторы риска его прогрессирования, необходимо применить индивидуальный подход к пациенту: провести дифференциацию в зависимости от степени риска и выбрать наиболее подходящее средство, – подчеркнул профессор Л.Г. Спивак. – Пациенты всегда хотят получить от терапии улучшение качества жизни за счет устранения симптомов болезни, но боятся нежелательных реакций – боли, недержания мочи, сексуальной дисфункции. Поскольку лекарственное лечение пациентов с СНМП необходимо проводить в течение длительного времени, важно учитывать возможные нежелательные реакции такой терапии – нарушение эякуляции, головокружение, постуральную гипотензию, ЭД, снижение либидо. Многие пожилые пациенты все еще ведут половую жизнь, и расстройства сексуальной функции должны учитываться при выборе лечения. При этом ингибиторы фосфодиэстеразы 5 типа (ФДЭ-5) играют определенную роль в уменьшении или минимизации нежелательных реакций в отношении половой функции».

Говоря о предпочтениях пациентов в лечении, докладчик отметил, что подавляющее большинство (63%) опрошенных в ходе одного из исследований мужчин желают динамически наблюдаться. Только после такого наблюдения они, возможно, будут готовы к лекарственной терапии и лишь в случае крайней необходимости – к оперативному лечению. Лишь малая доля пациентов готова поменять местами наблюдение и лечение, поставив на первое место лекарственную терапию или операцию.

Какие последствия могут быть у такого выбора? Отвечая на этот вопрос, профессор Л.Г. Спивак сказал: «Исследование с участием 58 тысяч мужчин старше 66 лет, которым была выполнена трансуретральная резекция предстательной железы (ТУРП) и которые наблюдались в течение 5 лет после операции, показало, что уже 3 месяца спустя после ТУРП 27% пациентов получали  α1-адреноблокаторы, 20% – ингибиторы 5α-редуктазы, 15% – М-холинолитики или β3-адреномиметики. Основные предпосылки по приему лекарств после операции – возраст старше 75 лет и сопутствующие заболевания (в первую очередь – сахарный диабет)».

Что касается ожиданий от терапии, то, по словам докладчика, пациенты предпочитают менее эффективную терапию, но с меньшим количеством побочных эффектов (особенно со стороны сексуальной функции), а также желают избежать оперативного лечения и острой задержки мочеиспускания. 77–93% пациентов предпочитают терапию, не влияющую на сексуальную функцию. 68–85% предпочитают снижение риска хирургического вмешательства быстрому улучшению.
В качестве терапии, которая отвечает вышеназванным ожиданиям и предпочтениям пациентов, профессор Л.Г. Спивак представил прием экстракта плодов Serenoa repens, патогенетическое действие которого обусловлено антиандрогенным, спазмолитическим, антипролиферативным, противовоспалительным эффектами. «Именно контроль воспаления имеет огромное значение. В одном из современных исследований (экстракция мРНК из десквамированных клеток эпителия ПЖ и количественный анализ мРНК 29 наиболее значимых маркеров воспаления при ДГПЖ) Serenoa repens продемонстрировал благоприятное суммарное противовоспалительное действие на 73,3% биомаркеров, – подчеркнул он. – Еще раз следует напомнить, что воспаление в простате необходимо учитывать, так как оно является важнейшим фактором риска прогрессирования ДГПЖ».

Леонид Григорьевич сообщил, что клинические исследования по поводу терапии Serenoa repens, которые проводились им и его коллегами, показали, что такое лечение является абсолютно безопасным. При этом такую терапию можно проводить длительно, и она является патогенетически обоснованной.

«В рекомендациях Европейской ассоциации урологов, которые ежегодно обновляются, уже 3 года не меняется назначение гексанового экстракта плодов Serenoa repens (препарат Пермиксон, Permixon® – оригинальный препарат французской компании «Пьер Фабр») в подразделе «Фитотерапия», – сказал он. – Данный препарат рекомендуется пациентам, желающим избежать побочных эффектов, относящихся к нарушениям сексуальной функции, поскольку экстракт плодов Serenoa repens эту функцию не ухудшает, а сохраняет. В тех же рекомендациях сказано о возможности комбинировать терапию гексановым экстрактом плодов Serenoa repens (Пермиксон) с α1-адреноблокаторами: причем, данная комбинация является более эффективной по сравнению с монотерапией α1-адреноблокаторами. Данная разработка компании «Пьер Фабр» имеет сертифицированный процесс ответственного производства. Помимо зарубежных клинических исследований, российские урологи имеют собственный богатый опыт (более 40 лет) использования гексанового экстракта плодов Serenoa repens, который показал высокий профиль безопасности такой фитотерапии».

Профессор напомнил, что у растительных экстрактов не существует дженериков, а само экстрагирование может производиться различными методами. Поэтому важно оценивать содержание различных экстрактов  Serenoa repens по количеству биологически активных веществ (соединений) в них. «Самая высокая концентрация свободных жирных кислот (в одном из исследований проводилось сравнение концентрации различных экстрактов Serenoa repens среди 14 брендов) представлена в препарате Пермиксон», – подчеркнул он. – В клинических исследованиях, где сравнивалась эффективность препарата Пермиксон с α1-адреноблокаторами, было показано, что применение первого и второго в качестве монотерапии одинаково сказалось на выраженности симптоматики у пациентов по шкале IPSS, а также по качеству жизни и удовлетворенности пациентов лечением. При этом динамика качества жизни пациентов принимающих α1-адреноблокатор или фитотерапию также менялась почти одинаково, но немного в лучшей степени – на фоне применения фитотерапии. Улучшение глобального состояния было отмечено и самими пациентами, и их лечащими врачами. Кстати, на микрофотограммах, сделанных до лечения препаратом Пермиксон и после него, очевидно, что степень агрессивности воспаления у пациентов оценивалась практически как «нулевая» после лечения, по сравнению со 2-й степенью в начале терапии. Это наглядная и четкая демонстрация того, насколько гексановый экстракт Serenoa repens влияет на воспаление в ПЖ».

«Несмотря на то, что этот экстракт мы используем в урологии уже более 40 лет, в современных серьезных изданиях не прекращаются публикации об исследованиях по поводу гексанового экстракта Serenoa repens. В заключении экспертов мирового уровня (в том числе – доктора Кертиса Никеля) одного из американских исследований, которое было опубликовано в 2022 году, гексановый экстракт Serenoa repens рекомендован в качестве терапии пациентов с умеренными нарушениями мочеиспускания, обусловленными ДГПЖ. Поэтому и российским урологам стоит помнить о фитопрепарате, применяемом уже более 40 лет, который имеет высокий профиль переносимости и эффективность в лечении ДГПЖ с позиции доказательной базы», – резюмировал докладчик.           

Источник: http://rusmh.org/images/content/gmu/mu-2023-2.pdf

Комментарии