Стентирование у беременных: спорная тема
Почечная колика у беременных – это ситуация, требующая осторожного и вдумчивого терапевтического подхода. О причинах почечных болей у беременных пациенток и вариантах их лечения подробно рассказал в программе «Час с ведущим урологом» руководитель урологической службы GMS Clinic, доктор медицинских наук Константин Леонидович Локшин.
![]() |
К.Л. Локшин Д. м. н., Руководитель урологической службы GMS Clinic |
Обструкция мочеточника камнем при беременности
Боль в почке у беременных является показанием к стентированию в трех случаях: при обструкции камнем, пиелонефрите и сдавливании мочеточника маткой.
Первый вариант – обструкциям камнем – является наиболее понятным и изученным состоянием, которое упоминается как в европейских, так и в американских клинических рекомендациях. В 2014 году опубликованы результаты мета-анализа «Современное состояние уретероскопических вмешательств по поводу МКБ при беременности» [1]. Чуть ранее стал доступен систематический обзор «Исходы уретероскопии по поводу МКБ при беременности» [2].
По данным исследований, опубликованных за последние несколько лет, инфекции мочевых путей и мочекаменная болезнь (МКБ) представляют собой самые частые причины абдоминальной боли у беременных, при этом МКБ является наиболее распространенным неакушерским показанием для госпитализации. Мочекаменная болезнь может осложнять течение беременности с частотой 1 на 200 случаев [3; 4; 5]. Также есть сведения о том, что к 3 триместру физиологический гидронефроз развивается у 90% беременных – это говорит о том, что он может рассматриваться как физиологический процесс [6].
При этом с почечной коликой ассоциированы такие факторы риска для беременной и плода, как преждевременные роды, преждевременный разрыв оболочек, привычное невынашивание и преэклампсия [7]. Кроме того, чем дольше длится колика, тем выше риски для беременности, что подтверждается результатами исследования 2016 года с участием 117 женщин [8]. В первой группе пациенток колика продолжалась менее 12 часов, во второй – от 12 до 24 часов и в третьей – более 24 часов. Угроза прерывания беременности возникла всего у 12 (10,3 %) женщин: 8,3% в первой группе, 6,5% во второй и 29,4% в третьей.
Диагностика причин почечной колики у беременных осложняется узостью выбора диагностических средств. В частности, согласно рекомендациям Европейской ассоциации урологов (ЕАУ), применяются УЗИ (выявление около 60% камней, при этом физиологическая дилатация может мимикрировать обструкцию), МР-урография (HASTE, дефект наполнения) и низкодозная КТ.
Схемы лечения МКБ у беременных EAU и AUA
При лечении МКБ у беременных пациенток терапия подбирается совместно с акушером. Схемы консервативной терапии не приводятся в европейских и американских рекомендациях, однако при камнях мочеточника и купированной боли рекомендуется консервативное ведение женщины. Спонтанное отхождение камня наблюдается при этом у 70–80% пациенток [2; 9].
Если самостоятельного отхождения камня не происходит или возникают осложнения (некупирующаяся боль, преждевременная родовая деятельность и так далее), согласно рекомендациям ЕАУ, необходима установка стента или нефростомы, поскольку их эффективность в отношении боли выше, чем у консервативного лечения (LE 1b). Также в качестве обоснованной альтернативы длительному стентированию и дренированию приводится уретерореноскопия (LE 1a).
В свою очередь, рекомендации Американской урологической ассоциации (АУА) говорят о том, что в случае, когда консервативное лечение на дает результата, пациентке должна быть предложена уретерореноскопия. Установка мочеточникового стента и нефростомия рассматриваются как альтернативные варианты, требующие, однако, частой смены дренажей (LE C).
Систематический обзор 2014 года рассматривал 6 исследований, проходивших с 2010 по 2012 гг. с проведением 155 операций [1].
Авторы обзора подчеркивают, что нынешние возможности уретеронефроскопических вмешательств у беременных – миниатюризация, улучшение визуализации, расширение спектра инструментария и применение лазеров – стали актуальными только в последние 10–12 лет.
Как указано в обзоре, стентирование и чрескожная нефрэктомия у беременных показаны:
- при лихорадке и инфекциях мочевых путей (ИМП),
- множественных камнях,
- двусторонних камнях,
- осложненной беременности,
- в первом триместре,
- при неадекватной оснащенности для УРС,
- сложной анатомии,
- трансплантированной почке
- в позднем третьем триместре.
В исследованиях, результаты которых вошли в мета-анализ, 63,9 % вмешательств производились под общей, а еще 31 % – под спинальной/эпидуральной анестезией. Использовалось 36 ригидных УРС, 94 полуригидных, 8 гибких, и в 17 случаях применялась комбинация (ригидные + гибкие), всего 113 процедур закончены стентированием.
Индекс SFR (Stone-free rate) составил 84,65% – уровень, сопоставимый с показателями для небеременных женщин. Те или иные осложнения возникли у 16,1% пациенток. Чаще они наблюдались при использовании пневматической литотрипсии, чем лазерной. У 4 пациенток зарегистрированы акушерские осложнения. У 7 – перфорация мочеточника, еще у 7 – ИМП, у 3 – боли из-за стента, у 2 – дизурия, у 1 – сепсис и у 1 – миграция стента. Смертность равнялась нулю.
В другой обзор, результаты которого обнародованы в 2012 году, вошли 15 исследований, реализованных с 1990 по 2011 год с проведением 116 операций [2]. Общая анестезия применялась в 37,9% уретеронефроскопических исследований, а спинальная/эпидуральная – в 39,6%. Использовалось 62 (53,4%) ригидных УРС, 47 (40,5%) полуригидных и 3 (2,6%) гибких, 64 (55%) процедур закончены стентированием. Индекс SFR составил 86%. Среди осложнений у 1 пациентки случились преждевременные схватки, еще у 1 – перфорация мочеточника, у 5 – ИМП, у 2 госпитализация была продлена из-за болей. Смертность матери и ребенка также равнялась нулю.
Уретерореноскопия или стентирование/нефростомия?
Спорным является вопрос выбора между уретерореноскопией и стентированием/нефростомией. В рандомизированном исследовании 2014 года сравнивались КУЛТ/уретеролитоэкстракция и длительное стентирование у 43 пациенток. Из них в группу УРС вошла 21 женщина, а в группу стентирования – 22. Периоперационных осложнений не наблюдалось – у всех пациенток роды произошли своевременно. Среди осложнений зарегистрированы ИМП: 9,5% в группе УРС и 18% в группе стентирования (наблюдались после родов). Также во второй группе в 31% случаев потребовались замены стендов до родов [10].
Другая работа на ту же тему вышла в 2015 году. В исследовании приняли участие 70 женщин: 41 в группе УРС и 29 в группе стентирования – вмешательства выполнялись в двух разных центрах. В группе УРС наблюдалась меньшая частота повторных вмешательств (97% против 31% в группе стентирования), кроме того, реже встречались умеренная или выраженная дизурия и боль в пояснице (14% против 55%). Не выявлено значимых отличий между группами по частоте преждевременных родов: УРС – 36%, стентирование – 24%. Помимо этого, отмечено, что в группе УРС реже возникала потребность в кесаревых сечениях: 7% против 27% в группе стентирования [11].
Американскими исследователями была составлена аналитическая модель на основании доступных данных литературы с оценкой экономической эффективности обоих методов. Замена стентов подразумевалась каждые четыре недели.
По итогам УРС выглядит более экономически оправданной, чем длительное стентирование с регулярной заменой стентов [12].
Сегодня европейские и американские клинические рекомендации сходятся во мнении, что у беременных стентирование или чрескожная нефростомия связаны с повышенным риском инкрустации, заменой каждые 4–6 недель, плохой переносимостью и возникновением очагов инфекции. Эти явления возникают, однако, не сразу, а через какое-то время после вмешательства.
Таким образом, современные данные говорят о том, что уретерореноскопическое разрушение и удаление камней является более эффективной, безопасной и экономически выгодной операцией при МКБ, чем длительное стентирование.
Пиелонефрит у беременных: нужен ли стент?
Далее Константин Леонидович рассмотрел боли в почке у беременных, связанные с пиелонефритом. По его словам, ни в европейских, ни в американских клинических рекомендациях нет ни слова о показаниях, сроках и осложнениях дренирования почек при пиелонефрите у беременных. Количество публикаций в базе PubMed на эту тему тоже крайне невелико. Среди российских публикаций доктор отметил диссертацию М. А. Франка (Екатеринбург), где рассматривалась, в основном, установка мочеточникового катетера при лечении пиелонефрита у беременных пациенток.
Стандартной тактикой является стентирование или установка нефростомы до послеродового периода. Однако, как отметил Константин Леонидович, эта рекомендация не имеет нужной доказательной базы.
Последний случай – сдавление мочеточника маткой – и на эту тему, по словам доктора, не удалось найти ни одной доступной публикации.
Собственный опыт дренирования мочевых путей у беременных
В своем выступлении К.Л. Локшин привел собственные данные относительно вопроса (К. Л. Локшин, А. С. Попко, В. Н. Ширшов).
С 2013 по 2018 гг. наблюдалось 29 беременных с болью в почке в среднем возрасте 30 лет (от 21 до 41 года). Средний срок беременности на момент обращения к урологу составлял 22 недели (10–36 недель). У 14 пациенток (48,3%) причиной боли являлась обструкция камнем. Уретеролитоэкстракция/КУЛТ и/или нейролитотрипсия проводилась 11 пациенткам (78,6%), а у 3 женщин (21,4%) после удаления стента камень отошел самостоятельно, без колики. Стентирование после операции производилось у 7 из 11 пациенток (63,6%). Средняя продолжительность стентирования после операции составила 4,7 дней. У 4 из 7 пациенток (57%) наблюдалась очень плохая переносимость стента после операции, в связи с чем производилось удаление на 2–4 сутки, однако ни одна из женщин не переносила стент достаточно хорошо. Общая средняя продолжительность стентирования составила 2,5 недели – часть пациенток обратилась за помощью уже со стентами. Что касается осложнений, у 1 женщины отмечена перфорация мочеточника, у 2 – почечная колика. Острый пиелонефрит не наблюдался, повторного вмешательства никому из пациенток не потребовалась. Преждевременные роды с рождением недоношенных детей случились у 2 пациенток с длительным анамнезом рецидивирующей почечной колики. Уровень материнской и детской смертности равен нулю.
Пиелонефрит являлся причиной боли у 10 пациенток (34,4%), при этом часть из них также вошла в группу МКБ. Продолжительность антибиотикотерапии составляла 10–14 дней. Удаление стента производилось на 7–10 сутки антибактериальной терапии, а средняя продолжительность стентирования равнялась 3,9 недель. У 5 пациенток (50%) наблюдалась очень плохая переносимость стента, у 1 женщины (10%) – хорошая. У 1 пациентки (10%) после удаления стента случился рецидив пиелонефрита. Повторное вмешательство не потребовалось никому. У 1 пациентки с длительным анамнезом рецидивирующей почечной колики произошли преждевременные роды с рождением недоношенного ребенка. Материнской и детской смертности нет.
Наконец, у 7 женщин (24,1%) причиной боли стало сдавление мочеточника маткой. У всех в этой группе показанием к стентированию являлась неэффективность консервативной терапии. Средняя продолжительность стентирования составила 2,1 недели. Очень плохая переносимость стента зафиксирована у 4 пациенток (57%), хорошо его не переносила ни одна. Не наблюдалось острого пиелонефрита или рецидивов боли после удаления стента. Также ни одной женщине не потребовалось повторного вмешательства, не зафиксировано случаев преждевременных родов и смертности.
Выводы
По итогам этих данных Константин Леонидович представил следующие выводы:
- плохая переносимость стента у беременных встречается часто: в 50–57% случаев;
- уретерореноскопическое удаление/разрушение камней у беременных – эффективная и безопасная процедура;
- краткосрочное стентирование эффективно и безопасно вне зависимости показания, потребовавшего дренирования почки (камень, пиелонефрит или сдавление маткой).
Источники:
- Hiro Ishii et al., 2014
- K. A. Laing, S. McClinton, N. P. Cohen, O. Traxer, B. K. Somani et al., 2012
- Gorton E., Whitefield H., Br J Urol, 1997; 80 (suppl. 1): 4–9
- Rodriguez P. N., Klein A. S., Surg Gynecol ob, 1983: 103–106
- Drago J. R. et al., Urology, 1982: 576–581
- Kroovand R. L., Kidney stones: medical and surgical management, 1996: 1059–1064
- Semins M. J., Matlaga B. R., 2013
- Zhang S., Lju G., Wang J., Li J., Li C., PloS One, Jan 2016
- Lu Z. et al., Urol Int, 2012: 107–115
- Teleb M.et al., Arab J Urol, Dec 2014: 299–303
- Bayar G. et al., Arch Esp Urol, May 2015: 435–440 12. Wymer K., Plunkett B. A., Park S, Am J Obstet Gynecol, Nov 2015
Материал подготовила В.А. Шадеркина
Статья опубликована в журнале "Дайджест урологии" №4 2018, стр. 46-52
Комментарии