Ксеротический облитерирующий баланопостит

08.08.2011
2905
0

М.А. Уйманова Кемерово

Ксеротический облитерирующий баланопостит (КОБ) десятки лет считают весьма редко встречающимся заболеванием, как в практике специалистов, так и врачей общего профиля, проводящих профилактические медосмотры. Еще в 1931 году А.М. Гаспарян относил баланопостит к болезни нечистоплотных людей. Относительный рост заболеваемости отмечен, несмотря на отсутствие должной статистики, в кризисные периоды истории государства, когда происходят нарушения отношений между полами с падением морали и нравственности. Как кризис всей культуры и гигиены нации в межличностных отношениях на психологическом и соматическом уровнях. Личная психогигиена индивидуумов проваливается в помойную яму, кишащую множеством заболеваний. Указанное катастрофическое состояние необходимо отнести к периоду так называемой перестройки в России. Даже при изучении такого фундаментального труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне» нами не обнаружено, что встречались заболевания с подобными клиническими проявлениями, относящимися к тяжелым проявлениям заболевания в сочетании фимоза с воспалением внутреннего листка крайней плоти и формированием стриктуры головчатой части уретры. Все это сопровождается невыносимым зудом и жжением в области головки полового члена, а также может вызывать болезненные и очень частые эрекции, затрудненное на выходе истечение мочи. Косвенно, но можно судить, что профилактическая санитарно-гигиеническая работа отечественной медицины находилась на высоком уровне в тяжелые для страны годины.

Как и первое десятилетие от периода октябрьского переворота облитерирующий баланопостит (Фронштейн Р.М., 1925) возникает и развивается у мужчин активного среднего возраста. За последнее десятилетие наблюдается неуклонный подъем обращаемости к венерологам и урологам больных, как с начальными проявлениями заболевания: гиперкератотические папулы на головке полового члена и внутреннем листке крайней плоти, так и в далеко зашедшем процессе: фимоз, стриктура уретры. Через истонченную крайнюю плоть со скудными венками прослеживаются участки более тонких и плотных тяжей, как визуально, так и пальпаторно. Рекомендуется сделать круговое «серебрение» края плоти вокруг головки, по известному методу, что определит сияние КОБ. Диагноз, после этого, не вызывает сомнений.

Нами обследовано 19 мужчин: 11 из них пришли от венеролога, 8 направлены урологом. Средний возраст мужчин 29,3 года, что необходимо отнести к молодому возрасту. Следует отметить, что у всех пациентов наглядно выявлены те или иные немаловажные признаки синдрома соединительно-тканной дисплазии, ослабления половой конституции. Также все имели неоднократно дополнительные связи, которые происходили исключительно по инициативе женщин, ориентирующихся на внешне женственную привлекательность партнера. Репродуктивная функция не проверялась, но 15 из них были в браке. По одному ребенку у 7 (46,6%). Все отправлены на оперативное лечение.

Результаты патогистологического заключения сходятся по описанию морфологов из различных лабораторий: вакуолизация клеток базального слоя, атрофия эпидермиса, отек дермы либо ее атрофия, гомогенизация коллагена в сосочках дермы и фокальные периваскулярные инфильтраты.

Таким образом, ксеротический облитерирующий баланопостит становится более частым заболеванием мужчин молодого возраста. Единственным лечением остается хирургический метод. Прослеживается связь КОБ с синдромом соединительнотканной дисплазии. Поскольку этиология заболевания остается неизвестной, то можно предположить о слабости иммунитета как местного, так и общего у таких больных, что любая микрофлора может стать для них патогенной, тем более при дополнительных связях. Профилактические мероприятия предельно ясны. Патогенез развития КОБ необходимо решать в основе синдрома недостаточности соединительной ткани, что представляет весьма сложную проблему для исследователя.

Комментарии