Возможный резерв повышения фертильности у пациентов с сочетанием андрогенодефицита и хронического бактериального простатита

17.05.2013
1773
0

АНТОНОВ К.К.

Кафедра урологии

Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск

Научный руководитель: д.м.н., проф. Еркович А.А.

Доля мужского фактора в бесплодных браках составляет 50%, что нельзя игнорировать, изучая проблемы демографического кризиса.

Изучение влияния различных факторов на фертильность мужчины, как правило, проводится изолированно, что приводит к спорным и противоречивым выводам, не позволяющим понять, почему фертильность не всегда объясняется основными параметрами эякулята. В таком случае, какие же варианты решения проблемы бесплодия предлагаются в настоящее время? В основном это вспомогательные репродуктивные технологии, предложение того или иного вида оперативного лечения, проводимого не всегда по показаниям, и зачастую рекомендуется прием разнообразных БАДов и препаратов, эффективность которых не всегда имеет обширную доказательную базу. Если с двумя последними пунктами в целом все понятно, то все более распространяющиеся методики вспомогательных репродуктивных технологий все еще оставляют ряд особенностей и вопросов. Безусловно, эти методики имеют множество плюсов, однако нельзя не обращать внимание на:

  • высокую стоимость проведения манипуляций
  • возможность проведения только в крупных медицинских центрах
  • не высокий процент возникновения беременности
  • и высокий риск осложнений, как со стороны матери, так и со стороны плода

Исследования последних лет все больше демонстрируют неблагоприятные исходы проведения ЭКО и ИКСИ. В частности – это разнообразные виды врожденных дефектов и аномалий. По данным разных авторов, дети, полученные при помощи методик ВРТ, имеют в 1,5 – 2 раза больший риск рождения с теми или иными аномалиями, по сравнению с детьми, зачатие которых осуществлялось естественным путем.

Итак, действительно ли вспомогательные репродуктивные технологии являются оптимальным методом решения вопроса бесплодия или это лишь вариант решения следствия проблемы, отдаленные результаты которого беспокоят преимущественно только будущих родителей.

Для того чтобы приблизиться к решению вопроса мужского бесплодия, стоит обратиться к имеющимся данным об этиологических факторах. Известно, что только у одного из десяти мужчин бесплодие связано с генетическими и анатомическими факторами, у остальных нарушение фертильности приобретенное - это эндокринные нарушения и воспалительные заболевания органов репродуктивного тракта. Среди эндокринных нарушений большое внимание уделяется андрогенодефициту, поскольку одним из важнейших эффектов тестостерона является инициация и поддержание процесса сперматогенеза. А среди воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы одним из самых распространенных является хронический простатит. Как правило, он выявляется у 11% - 35% трудоспособных мужчин молодого и среднего возраста и характеризуется длительным, рецидивирующим течением. Можно предположить, что у пациентов с сочетанием андрогенодефицита и хронического простатита имеется повышенный риск формирования инфертильности и взаимовлияния этих процессов.

Учитывая актуальность проблемы, и исходя из отсутствия однозначного подхода к диагностике и лечению этих пациентов, была определена цель настоящего исследования: поиск резерва повышения фертильности у пациентов с андрогенодефицитом на фоне хронического бактериального простатита.

Материал исследования составили 54 пациента, средний возраст – 29 лет. С диагнозом «нормогонадотропный гипогонадизм, хронический бактериальный простатит». Диагноз устанавливался на основании осмотра с оценкой андрологического статуса и сбора жалоб и анамнестических данных, исследования гормонального профиля (это – общий тестостерон, ГСПС, ЛГ и расчет биодоступного тестостерона при помощи калькулятора расчета). Так же этим пациентам выполнялась спермограмма с расчетом индекса фертильности спермы и бактериоскопия секрета простаты, его бактериологическое исследование. Все пациенты были обследованы на предмет наличия каких-либо ИППП. После постановки диагноза пациентам назначалось лечение в отношении хронического бактериального простатита в соответствии с рекомендациями.

Оценка результатов проводилась после купирования воспалительного процесса в предстательной железе, что наблюдалось в 89% случаев. Таким образом, отмечалось увеличение уровня общего тестостерона с 9,9 до 13,4 нмоль/мл и рост ИФС с 29% до 45%. Особое внимание мы уделяем оценке уровня биологически доступного тестостерона. Это сумма свободно циркулирующего в крови тестостерона и тестостерона, связанного с альбумином. Именно эта фракция обладает биологической активностью и оказывает действие на органы-мишени. В нашем исследовании отмечалась положительная динамика уровня БДТ. С 41% до лечения и до 47% после лечения.

Для более наглядной демонстрации полученной картины позволю себе привести клинический пример. Пациент 28 лет. Обратился по поводу бесплодия. При обследовании диагностирован нормогонадотропный гипогонадизм, хронический бактериальный простатит. ИФС до лечения составлял – 14,2%, БДТ – 33%. В процессе лечения по мере купирования воспалительного процесса отмечалась положительная динамика уровней искомых показателей. И по завершению лечения ИФС составил – 32%, а БДТ – 41,9%.

С учетом известных литературных данных, мы считаем, что при наличии воспалительного процесса в органах репродуктивного тракта формируется поликомпонентная дисфункция сперматогенного эпителия, обусловленная образованием повышенного количества свободных радикалов кислорода с формированием оксидативного стресса, а, в частности, гиперпродукцией оксида азота, который в свою очередь угнетает синтез тестостерона в клетках Лейдига. Кроме того, термодинамическими исследованиями было доказано, что свободные радикалы способны разрушать ван дер Ваальсовы связи в соединениях тестостерона и альбумина, что оказывает влияние на уровень свободной фракции тестостерона в крови.

Таким образом,

  • Антибактериальная и противовоспалительная терапия у пациентов с
    нормогонадотропным гипогонадизмом на фоне ХБП приводит как к купированию воспалительного процесса в органах репродуктивного тракта, так и к стабилизации андрогенного статуса
  • У пациентов исследуемой группы после лечения улучшались параметры
    эякулята
  • Купирование воспалительного процесса в простате у пациентов с
    нормогонадотропным гипогонадизмом может рассматриваться как возможный резерв повышения их фертильности
  • Установленный механизм требует дальнейшего патогенетического
    обоснования

Тематики и теги

Комментарии