Клиническая интерпретация данных исследования эякулята

05.07.2022
1493
0

Божедомов В.А.
Д.м.н, врач уролог-андролог высшей квалификационной категории. Научный руководитель по андрологии и репродукции УДП РФ, профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии ИППОВ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М.Сеченова» и кафедры клинической андрологии ФПКМР медицинского института ГБОУ ВПО «РУДН», (г. Москва).

Руководство ВОЗ по исследованию и обработке эякулята человека содержит в себе терминологическую таблицу с определениями аспермии, азооспермии, криптозооспермии, олигозооспермии и других состояний. Как он подчеркнул, до сих пор даже авторы научных статей не всегда правильно оперируют этой терминологией.

Вслед за этим Владимир Александрович привел в пример несколько конкретных ситуаций. В частности, низкий уровень pН эякулята может наблюдаться при обструкции семявыносящих путей и агенезии семенных пузырьков; высокий рН — при инфекциях органов полового тракта. Крайне малый объем эякулята может быть свидетельством ретроградной эякуляции, обструкции семявыносящих путей, агенезии семенных пузырьков или низкого уровня андрогенов. Для уточнения причин используются данные исследования посторгазменной мочи, ТРУЗИ, изменения биохимических маркеров эякулята, а также определения общего и свободного тестостерона.

Для оценки подвижности используется суммарное количество поступательно подвижных сперматозоидов, для оценки морфологии — ряд показателей:

    • ИМА = число дефектов, деленное на число патологических сперматозоидов.
    • ИТЗ 1,00 (каждый патологический сперматозоид имеет только 1 дефект) до 4,00 (каждый патологический сперматозоид имеет дефекты головки, средней части, хвоста и цитоплазматическую каплю).
    • ИДС — число дефектов на число всех сперматозоидов (до 3,00 каждый патологический сперматозоид имеет дефекты головки, средней части и хвоста).

Говоря об олигозооспермии, следует иметь в виду, что она подразделяется на транзиторную, когда у одного и того же мужчины число сперматозоидов подвержено большим физиологическим колебаниям, старческую, которая связана с процессом инволюции половых желез, и, наконец, истинную.

Патологические изменения эякулята могут быть связаны со множеством факторов, среди которых:

    • генетические нарушения, в том числе энергетические нарушения, связанные с генетически обусловленными или функциональными дефектами митохондрий;
    • хронические воспалительные заболевания репродуктивного тракта;
    • гормональные нарушения;
    • травмы мошонки, варикоцеле;
    • хронические соматические заболевания;
    • действие экзогенных и токсических факторов (электромагнитных полей, наркотиков, накоплении в сперме солей тяжелых металлов, свинца, кадмия).

Очень весомый фактор — присутствие антиспермальных антител. Они обладают свойством аутоантигенности (иммунологически чужеродны в собственном организме), обнаруживаются в сыворотке крови, цервикальной слизи, семенной плазме, на поверхности сперматозоидов, выявляются и у здоровых мужчин, и у мужчин с бесплодием. Также антиспермальные антитела нарушают функциональную целостность мембраны сперматозоидов, препятствуют продвижению и пенетрации сперматозоидов через цервикальную слизь, блокируют рецепторные участки на головке сперматозоида, ответственны за связывание с блестящей оболочкой яйцеклетки, воздействуют на акросомальную реакцию и в целом ухудшают прогноз в части фертильности.

Инфекционно-воспалительный процесс — одна из самых частых причин нарушения репродуктивной функции. Его последствия — токсическое действие на сперматогенный эпителий, повреждение гематотестикулярного барьера и развитие аутоиммунных реакций, нарушение реологических свойств и биохимического состава семенной жидкости, образование активных форм кислорода и, как следствие, нарушение акросомной реакции и фрагментации ДНК.

Отсутствие специфичной симптоматики при инфекционно-воспалительных процессах при заболеваниях мужской репродуктивной системы, преобладание стертого или асимптоматического течения усложняют диагностику воспалительных заболеваний.

Простатит — самый частый урологический диагноз у мужчин моложе 50 лет и третий по частоте у мужчин старше 50 лет, при этом приблизительно у 10% пациентов заболевание диагностируется уже на стадии хронического течения. В развитии хронической формы острого простатита большое значение имеют анаэробные бактерии, ассоциированные с развитием бактериального вагиноза у женщин.

В диагностике инфекционно-воспалительного процесса используется «Андрофлор» — комплексное исследование микрофлоры урогенитального тракта методом ПЦР в реальном времени.

Также применяются микробиологические исследования с идентификацией микроорганизмов MALDI-TOF.

«Андрофлор» выявляет многие микроорганизмы, которые не видны в микроскоп или не растут на питательных средах, оценивает условно-патогенные микроорганизмы, которые могут присутствовать в мочеполовом тракте мужчин или вызывать инфекционно-воспалительные заболевания мочеполовой системы; позволяет проводить сравнение количества бактериальной массы и различных групп микроорганизмов и оценивать состояние микрофлоры в целом. Преимуществами являются высокая специфичность метода и возможность количественной оценки. При помощи метода возможно определение не только этиологической причины воспалительного процесса, но и степени выраженности нарушений. Также с применением «Андрофлора» возможна оценка эффективности проводимой терапии и результатов лечения. Может производиться обследование половых партнеров и подбор терапии в случае выявления у одного / обоих партнеров заболеваний репродуктивной системы инфекционной этиологии либо нарушений репродуктивной функции.

Помимо этого, возможна прямая масс-спектрометрическая идентификация микроорганизмов. Масс-спектрометрия — это метод идентификации молекул путем измерения отношения их массы к заряду (т/2) в ионизированном состоянии.

MALDI (Matrix-assisted laser desorption / ionization) — ионизация вещества с помощью матрицы и лазерного излучения.

ТОF МS (Time-of-flight mass-spectrometry) — времяпролетная масс-спектрометрия. Масса молекулы оценивается по времени пролета от источника иони- зации до детектора.

В заключение Владимир Александрович напомнил о том, что существуют значения нормофлоры для разных локусов. В частности, для секрета простаты и спермы (сопутствующая микрофлора из дистального отдела уретры ): Ente- rococcus spp. 102; E. coli102; S. epidermidis 102; неферментирующие бактерии 102; Neisseria sрр.102; Str. rp. viridans102.

Для уретры показатели равны: S. epidermidis 103; Corynebacterium spp., Str. Rp Viridians 103; Enterococcus spp. 103.

Материал подготовила Ю.Г. Болдырева

Комментарии