Психологические аспекты мужских стрессов и их последствия

06.10.2022
1382
0

В рамках сессии «Мужчина в глобальном мире» на ХVIII Конгрессе «Мужское здоровье» выступил врач-психиатр психотерапевтического отделения УКБ №3 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.м.н. Дмитрий Сергеевич Петелин. С позиции психолога и психиатра он рассмотрел воздействие стресса на мужское здоровье.

На примере метаанализа пяти масштабных эпидемиологических исследований докладчик подчеркнул, что в ходе пандемии COVID-19 было отмечено отчетливое ухудшение эректильной функции как у мужчин, работников системы здравоохранения, так и у постоянных пациентов андрологических клиник, а также у лиц из общей популяции, активно использующих социальные медиа. При этом было отмечено возросшее число жалоб и снижение суммы баллов по опроснику Международного индекса эректильной функции-5 при формализованной оценке.

Каким образом различные потрясения могут влиять на мужское здоровье? Отвечая на этот вопрос, доктор Д.С. Петелин сказал: «Еще до пандемии и геополитических потрясений в исследованиях было показано, что это могут быть как биологические, так и психологические факторы. К первым следует отнести возрастание заболеваемости, снижение доступности лекарственных средств и медицинской помощи, дефицит питания, снижение физической активности. Ко вторым – высокий уровень стресса, чувство неопределенности и безнадежности, снижение способности контролировать окружающую действительность, пониженную самооценку. При этом следует обратить внимание на некоторые работы, в которых было показано антагонистическое взаимодействие двух гормонов – кортизола и тестостерона. Поскольку тестостерон отвечает за поведение, связанное с риском, особенно в аспектах конкуренции и борьбы за противоположный пол, то выраженная активация стрессорной системы приводит к подавлению спонтанного поведения, направленного на конкурирование, рискованное поведение и продолжение рода. Поэтому неудивительно, что уровень стресса, активированный событиями последних лет, повлиял на андрологический статус мужчин».

Также докладчик сослался на исследования, в которых было отмечено, что сама по себе пандемия COVID-19 привела к возрастанию заболеваемости депрессией во всем мире: метаанализ данных из 8 стран показал, что распространенность депрессии в общей популяции составляет 27%, что значительно превышает оценки до пандемии (8%). «Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением (гипотимия) и неспособностью испытывать радость (ангедония) с негативной, пессимичестической оценкой самого себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего. Проявления депрессии не ограничиваются исключительно эмоциональными симптомами. Для больных депрессией характерны соматовегетативные проявления, изменение тонуса вегетативной нервной системы, активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и моторики. Что касается тревоги, то она может быть как нормальным состоянием, так и патологическим. Ее положительной стороной является сигнал о неблагополучии и опасности, который позволяет своевременно отреагировать на потенциально вредоносные события, подготовиться к предстоящим неприятностям. Негативная сторона тревоги мучительна для человека, она не позволяет расслабиться и сэкономить силы, при этом тревога во многих ситуациях возникает тогда, когда в ней нет необходимости. Тревожное расстройство – это длительно существующая тревога, которая причиняет человеку выраженный дискомфорт и сказывается на его благополучии, способности работать и проводить свободное время. Расстройство формируется как реакция на подверженность смертельной опасности или угрозе смерти, при получении или угрозе серьезного ранения, сексуальном насилиии или его угрозе. Ведущая его черта – постоянные тягостные воспоминания или образы, касающиеся этой угрозы. При этом у пациента отмечается устойчивое избегание стимулов, связанных с травмой, наблюдающееся после завершения травматического события, при этом ухудшается его когнитивное состояние и настроение. Продолжительность расстройства наблюдается более 1 месяца. Расстройство вызывает клинически значимый дистресс или нарушение в социальной, профессиональной или иной сфере функционирования индивида. Оно не связано напрямую с физиологическим эффектом употребления веществ (лекарств или алкоголя) или с другими расстройствами и заболеваниями».

Доктор Д.С. Петелин сформулировал когнитивно-поведенческую модель реагирования на стресс: «Базисом должна стать аксиома: Важно не то, что происходит, а то, как мы на это реагируем. Любой человек функционирует, имея определенное число когнитивных схем, позволяющих быстро определять отношение к той или иной ситуации с учетом предшествующего опыта и навыков. Поведение является следствием существующих когнитивных схем и должно оцениваться с позиции того, как человек воспринимает действительность. При патологическом состоянии требуется корректировать как когнитивные схемы, так и связанное с ними поведение. Когнитивно-поведенческую терапию можно и нужно комбинировать с лекарственной терапией».

Докладчик обратил внимание коллег на когнитивные установки, определяющие подверженность стрессу. По его мнению, сюда следует отнести руминативное мышление (неспособность переключить внимание или переживание, необходимость в систематически повторяющемся прорабатывании тревожащих мыслей), нетерпимость к неопределенности (стремление получить максимально точную и полную информацию в любой ситуации, стремление к уточнению и дообследованию даже при наличии объективно достаточных данных), катастрофизация (систематическое смещение фокуса внимания на наихудшем возможном варианте развития событий, формирование вывода безусловно негативного варианта развития событий на основании отдельных косвенных выводов).

В завершение доклада доктор Д.С. Петелин дал общие рекомендации по противодействию стрессу: «Современному мужчине необходимы регулярные физические нагрузки, сбалансированная диета с достаточным количеством микронутриентов и полиненасыщенных жирных кислот, 7–9 часов регулярного ночного сна, избегание повышенного потребления никотина, алкоголя, кофеина, выделение для себя времени, свободного от ознакомления с новой тревожащей информацией (COVID-19, военные действия, мировая экономика и т.д.), выделение периодов времени, когда можно побеспокоиться по поводу чего-либо («время побояться»), сознательное выделение времени на занятия, которые доставляют удовольствие, разумная оценка пределов собственного функционирования, поиск помощи в том случае, если резервов организма не хватает».         

Источник: http://rusmh.org/images/content/gmu/mu-2022-3.pdf

Комментарии