Гормональное лечение рака предстательной железы: монотерапия антиандрогенами

28.10.2006
1468
0
  • В.Б. Матвеев
  • отделение урологии ГУ РОНЦ им.Н.Н. Блохина РАМН

За последние годы рак предстательной железы вышел на 4 место по заболеваемости злокачественными опухолями среди мужчин, занимая первое место по величине прироста. Введение в клиническую практику рутинного определения ПСА привело к увеличению частоты выявления ранних стадий рака предстательной железы. Однако у 16% пациентов при первичном обращении уже имеются отдаленные метастазы, а рак простаты занимает 2 место по смертности среди злокачественных опухолей [1].

Выбор метода лечения рака предстательной железы определяется стадией заболевания. При локализованных формах заболевания успешно применяются радикальные виды лечения (хирургический и лучевой). К сожалению, методов эрадикации распространенных форм опухоли не существует. В 1941 г. Huggins и Hodges выявили стимулирующее действие андрогенов на рост клеток рака простаты. Учитывая уникальную андрогенную зависимость данной опухоли, больным местно-распространенным и диссеминированным раком предстательной железы с целью увеличения продолжительности и улучшения качества жизни показано проведение гормональной терапии, подразумевающей блокаду андрогенной стимуляции опухоли [2].

Андрогенная блокада при раке простаты может осуществляться путем прекращения выработки андрогенов яичками за счет медикаментозной (агонисты лютеинизирующего гормона рилизинг гормона (ЛГРГ)) или хирургической кастрации, нарушения связывания андрогенов с их рецепторами при использовании антиандрогенов, или их сочетания (максимальная андрогенная блокада (МАБ)). \Золотым стандартом\ первой линии терапии диссеминированного рака простаты является кастрация в монорежиме или в сочетании с антиандрогенами [2].

Гормонотерапия распространенного рака предстательной железы носит паллиативный характер, в связи с чем, наряду с увеличением продолжительности жизни, весьма существенной целью проводимого лечения является улучшение ее качества. Снижение уровня тестостерона до кастрационного уровня ассоциировано с рядом побочных эффектов, таких как снижение либидо, импотенция, остеопороз, нарушения жирового обмена. Уменьшение сексуальной функции и физической активности приводят к существенному снижению качества жизни больных раком простаты, и являются крайне негативным фактором в популяции пациентов молодого возраста [2,3].

Монотерапия антиандрогенами является привлекательной альтернативой кастрации, которая может предотвратить побочные эндокринные эффекты, в том числе подавление сексуальной функции.

В настоящее время применяется 5 основных препаратов данного класса: стероидные антиандрогены - ципротерон ацетат и мегестрол ацетат, и нестероидные антиандрогены - флутамид, бикалутамид и нилутамид.

Стероидные антиандрогены блокируют С21-9 декарбоксилазу, ингибируя синтез андрогенов надпочечниками, и оказывают эстрогено-подобное блокирующее действие на высвобождение ЛГРГ. Кроме того, они обладают прямым блокирующим действием на взаимодействие андрогенов с их рецепторами. Их прогестивные побочные эффекты включают снижение либидо, импотенцию, нарушения липидного обмена и кардиотоксичность.

Нестероидные антиандрогены препятствуют связыванию тестостерона и дигидротестостерона с андрогенными рецепторами, не влияя на продукцию андрогенов, что позволяет сохранить лучшее качество жизни, чем при использовании кастрации. Нестероидные антиандрогены снижают внутриклеточную концентрацию тестостерона и дигидротестостерона. При этом сывороточный уровень тестостерона увеличивается по принципу обратной отрицательной связи. Часть избыточного сывороточного тестостерона конвертируется в эстрогены в периферических тканях, что обуславливает развитие соответствующих побочных эффектов (таблица 1).

Таблица 1.

Эндокринные эффекты антиандрогенов.

Эффект
Антиандрогены
Стероидные
Нестероидные
Тестостерон снижение повышение
Дигидротестостерон снижение повышение
Лютеинизирующий гормон снижение повышение
Эстрадиол снижение повышение
Гинекомастия незначительная выраженная
Объем простаты снижение снижение
Либидо, потенция снижение может сохраняться

Первым нестероидным антиандрогеном, применявшимся в монотерапии, являлся флутамид, позволяющий сохранить сексуальную функцию у 80% больных. В одном исследовании продемонстрировано преимущество выживаемости и времени до прогрессирования при использовании диэтилстильбэстрола по сравнению с флутамидом. Однако при сравнении монотерапии флутамидом с МАБ и орхэктомией не выявлено различий выживаемости и времени до прогрессирования между группами.

Использование нилютамида в монотерапии диссеминированного рака простаты ограничено одним исследованием, включившем 26 больных. Частичный эффект достигнут в 38,5% случаев, медиана времени до прогрессирования составила 9 месяцев, медиана выживаемости - 23 месяца.

Ципротерон ацетат (ЦПА) в монотерапии изучался в ряде работ, в том числе в протоколе EORTC 30761, не выявившим различий выживаемости и времени до прогрессирования при использовании ЦПА и диэтилстильбэстрола. Ожидаются результаты протокола EORTC 30892, сравнивающем монотерапию ЦПА и монотерапию флутамидом.

В нескольких больших исследованиях сравнивали эффективность бикалютамида с хирургической и медикаментозной кастрацией. Бикалютамид в дозе 50 мг/сут уступал кастрации в отношении медианы выживаемости и времени до прогрессирования. Увеличение дозы антиандрогена до 150 мг позволило добиться результатов, аналогичным таковым при использовании МАБ. В большом рандомизированном исследовании, сравнивающем кастрацию и монотерапию бикалютамидом 150 мг/сут, при медиане срока наблюдения 6,3 года различий выживаемости и времени до прогрессирования между группами у пациентов со стадией М0 не выявлено. У больных с отдаленными метастазами (М1) кастрация была ассоциирована с преимуществом медианы продолжительности жизни в 6 недель. Однако при этом пациенты, получавшие бикалютамид, имели достоверно лучшие сексуальную функцию и качество жизни.

В метаанализе 8 исследований, включивших 2 717 больных, показано, что монотерапия антиандрогенами по сравнению с кастрацией действительно уменьшает частоту побочных эффектов, незначительно снижая выживаемость по сравнению с эстрогенами (ДСЭ), агонистами ЛГРГ и хирургической кастрацией [7].

Однако по данным ряда анкетных исследований, около 68% больных в возрасте 58-65 лет предпочитают сохранение потенции и либидо в ущерб преимуществу продолжительности жизни на 10-15% [6,8].

При анализе экономической целесообразности монотерапии антиандрогенами выявлено, что стоимость терапии пациентов, получающих монотерапию антиандрогенами, составляет $ 16 100 в год, что достоверно меньше, чем $ 46 300 в год при использовании МАБ.

В настоящее время самым эффективным антиандрогеном является бикалютамид, блокирующий связывание дигидротестостерона с рецепторами андрогенов. Его способность связывать андрогенные рецепторы в 4 раза превышает таковую у активного метаболита флутамида гидроксифлутамида [4]. В отличие от других антиандрогенов бикалютамид хорошо переносится больными и имеет длительное время полужизни, что позволяет назначать его однократно в течение суток. Кроме того, его эффективность прямо коррелирует с концентрацией в сыворотке крови [5].

Литература

  • 1. Аксель Е.М. Заболеваемость злокачественными новообразованиями мочевых и мужских половых органов в России в 2003 г.//Онкоурология. - 2005. - № 1. - стр. 6 -9.
  • 2. Матвеев Б.П., Бухаркин Б.В., Матвеев В.Б. Рак предстательной железы. Москва. - 1999.
  • 3. Русаков И.Г., Алексеев Б.Я. Монотерапия касодексом в дозе 150 мг - новый метод гормонального лечения распространенных форм рака предстательной железы.//Урология. - 2002. -N.5 . - стр. 17-24.
  • 4. Furr B.J.A. Casodex: preclinical studies.//Eur. Urol. - 1990. - suppl. 3. - v. 18. - pp. 22-25.
  • 5. Furr B.J.A., Tucker H. The preclinical development of bicalutamide: Pharmacodynamics and mechanism of action.//Urol. - 1996. - v. 47. - pp. 14-25.
  • 6. Mazur D.J., Hickman D.H.//J.Gen.Intern.Ved. - 1993. - v. 8. - N. 8. - pp. 374-377.
  • 7. Seidenfeld J., Samson D.J., Hasselblad V. Single-therapy androgen suppression in men with advanced prostate cancer: a systematic review and meta-analysis.//Ann. Intern. Med. - 2000. - v. 4. - N. 132 (7). - pp. 566-77.
  • 8. Singer P.A., Tasch E.S., Stocking C.//J.Clin.Oncol. - 1991. - v. 9. - N. 2. - pp. 328-334.

Комментарии