Сексуальная реабилитация: миф или реальность?

18.08.2020
3451
0

В работе Х Московской урологической школы, которая из-за эпидемии коронавируса COVlD-19 прошла в on-line формате, по традиции приняли участие ведущие российские специалисты. В сессии по актуальным вопросам андрологии принял участие профессор кафедры урологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, д.м.н., член Европейской, Американской ассоциаций урологов и Российского общества урологов, член Европейского и Международного обществ по сексуальной медицине Ника Джумберович Ахвледиани, представивший свое видение проблем сексуальной реабилитации. Он построил свой доклад по принципам формулировки популярных мифов и их разоблачения.

Миф. Больным, подвергшимся радикальной простатэктомии (РП), при сопутствующем гипогонадизме категорически нельзя назначать андрогензаместительную терапию (АЗТ) тестостероном.

Реальность. «Если обратиться к рекомендациям Европейской ассоциации урологов, то можно заметить, что терапия тестостероном уже давно применяется у мужчин с гипогонадизмом, которые подверглись оперативному лечению локализованного рака предстательной железы (ПЖ) и у которых в настоящее время нет признаков активного заболевания (биохимического рецидива, изменений ПЖ при пальцевом ректальном исследовании, костных метастазов). Однако подобное лечение должно проводиться только у пациентов с низким риском рецидива рака ПЖ. Существуют и другие исследования, которые показывают, что безопасность АЗТ у этих пациентов высока, а частота рецидивов при правильно отобранных группах больных достаточно низка», – сообщил докладчик.

Миф. Принцип лечения пациентов с эректильной дисфункцией (ЭД) после РП разработан и активно применяется в мировой практике.

Реальность. «На самом деле в мире не существует единой стратегии реабилитации эректильной функции у пациентов после РП. Но есть единая концепция ступенчатого принципа лечения пациентов с ЭД любой этиологии, которая включает движение от наименее агрессивных методов (применение ингибиторов фосфодиэстеразы-5 – ИФДЭ-5, использование вакуумной помпы) к более агрессивным (использование внутрикавернозных инъекций и оперативное лечение). Однако эти правила следует немного скорректировать. К примеру, если у пациента выполнена РП с сохранением нервных пучков, то вышеназванная концепция имеет право на существование. Если же операция была выполнена без сохранения нервных пучков, применение данной концепции бессмысленно и сразу можно приступать к агрессивным методам», – отметил профессор Н.Д. Ахвледиани.

Миф. ИФДЭ-5 гарантируют восстановление эрекции у пациентов после нервосберегающей радикальной простатэктомии (НРП).

Реальность. «По этому поводу существует очень много больших рандомизированных исследований, где показана эффективность ИФДЭ-5, но она далеко не абсолютна. К примеру, в этих работах показана динамика улучшения эректильной функции по шкале МИЭФ при терапии ИФДЭ-5 менее и более 6 месяцев. В частности, эректильная функция у пациентов улучшалась примерно на 4 балла, когда ИФДЭ-5 применяли менее 6 месяцев. Если же терапия проводилась более длительно, то уровень улучшений увеличивался лишь на 0,74 балла. Это означает, что если у пациента не произошло изменений в лучшую сторону через 6 месяцев, то вряд ли они наступят через год. Кроме того, урологам известно, что после выполнения НРП у пациентов происходит укорочение полового члена. Исследования показывают, что застраховаться от этого процесса наилучшим образом позволяет применение ИФДЭ-5», – сказал докладчик.

Миф. ИФДЭ-5 одинаково эффективны у всех пациентов.

Реальность. По словам профессора Н.Д. Ахвледиани, это не так, поскольку ИФДЭ-5 могут соединяться только с определенными активными центрами молекулы ФДЭ-5, что обусловливает отличающуюся эффективность у разных индивидов.

Миф. Вакуумные эректоры неэффективны в реабилитации эректильной функции у пациентов после выполения НРП.

Реальность. На самом деле исследования показывают, сообщил Ника Джумберович, что 80% пациентов достигают эрекции, достаточной для пенетрации при использовании вакуумного эректора.

Миф. Терапия стволовыми клетками не использовалась при лечении пациентов с ЭД после выполнения НРП.

Реальность. «Существуют пилотные исследования, в которых пока приняли участие только 12 пациентов после выполнения НРП, которые не ответили на терапию. Эти больные подверглись внутрипещеристому введению костномозговых стволовых клеток. Через 12 месяцев у 9 испытуемых было отмечено восстановление пенетрационной способности на фоне применения ИФДЭ-5. Также произошло достоверное улучшение артериальной перфузии полового члена при допплерографии», – сообщил докладчик.

Миф. Интракавернозные инъекции не пользуются популярностью у пациентов после НРП ввиду их неэффективности.

Реальность. «Это миф лишь наполовину, а эффективность интракавернозных инъекций, на самом деле, высокая. Исследования показывают, что применение интракавернозных инъекций простагладином Е1 (ПГЕ1) в течение 6 месяцев позволило 67% пациентам после НРП достигать эрекции, достаточной для пенетрации. В то время как в контрольной группе, не получавшей лечения, этот показатель не превышал 20%. Однако необходимо отметить, что несмотря на высокую эффективность интракавернозного введения вазоактивных лекарственных средств, 80% пациентов отказываются от его длительного применения ввиду множества побочных эффектов. Еще одной причиной отказа пациентов от интракавернозных инъекций являются неудобства, связанные с таким видом терапии», – констатировал Ника Джумберович.

Миф. Фаллопротезирование сопровождается низким показателем удовлетворенности у пациентов после РП.

Реальность. По словам профессора Н.Д. Ахвледиани, удовлетворенность пациентов, подвергшихся фаллопротезированию гидравлическими имплантатами после РП, а также их партнерш, согласно исследованиям, достигает 90%. При этом частота осложнений в результате протезирования полового члена у больных данной группы не превышает 5%. Удовлетворенность результатами фаллопротезирования у пациентов после РП и у больных васкулогенной ЭД составляет 86 и 90% соответственно.

Миф. Методика фаллопротезирования трехкомпонентными гидравлическими имплантатами у пациентов после РП не имеет никаких особенностей.

Реальность. «Все, кто занимается фаллопротезированием профессионально, знают, что это не так, – сообщил докладчик. – После перенесенной РП ретциево пространство, в которое обычно имплантируют резервуар трехкомпонентного пенильного протеза, склерозировано. В результате попытка стандартного размещения баллона под поперечную фасцию может привести к разрыву мочевого пузыря или повреждению подвздошных сосудов с фатальным кровотечением. В связи с этим наиболее предпочтительна эктопическая установка резервуара над поперечной фасцией (для тех, кто владеет этой техникой и необходимым инструментарием)». Ника Джумберович схематично продемонстрировал 3 варианта размещения резервуара трехкомпонентного имплантата – со стандартной локализацией резервуара, а также с эктопической (низким и высоким размещением резервуара). В одном из вариантов резервуар был размещен над поперечной фасцией: разница между высоким и низким размещением заключалась лишь в том, насколько высоко размещен резервуар. «Чтобы высоко продвинуть резервуар при эктопическом размещении, необходимо использовать зажим Уилсона. Как известно, профессор С. Уилсон является одним из основоположников современных хирургических технологий фаллопротезирования. Им был предложен метод, который позволяет очень высоко, под прямой мышцей живота, над поперечной фасцией, безопасно и без каких-либо рисков провести и расположить резервуар», – объяснил профессор Н.Д. Ахвледиани.

Миф. Методов лечения климактурии после выполнения радикальной простатэктомии не существует.

Реальность. Докладчик напомнил, что климактурия – это истечение мочи во время оргазма у пациентов, перенесших РП. «На самом деле существует методика лечения климактурии с помощью имплантации гидравлического фаллопротеза и применения техники «миниюбки». «В процессе имплантации устанавливается «заплатка» – сеточка-слинг, которая подшивается к уретре. Такая методика позволяет при активации имплантата перекрывать мочеиспускательный канал, что предотвращает климактурию», – сообщил Ника Джумберович.

«Таким образом, можно заключить, что сегодня существует достаточно мифов по поводу сексуальной реабилитации пациентов после РП. Тем не менее этим больным можно помочь, и я рекомендую использовать приведенные мной методы, чтобы реабилитировать пациентов этой непростой категории», – резюмировал докладчик.

Комментарии